Учительская газета, 25 января 2019

25. jaan. 2019 - Учительская газета, 25 января 2019 kommenteerimine on välja lülitatud

Преемник Лаури Леэзи сел за рояль маэстро и начал играть

«Если обычно мир иногда кажется слегка безнадёжным, то в школе никогда не гаснет надежда на лучшую жизнь и появление в ней лучших же людей», – сказал в интервью Сирье Пярисмаа бывший дипломат и нынешний директор Французского лицея Пеэтер Педак. По его мнению, изменились не дети, а их родители и учителя.

Как прошлое первое полугодие? Вы, выпускник лицея, вернулись в свою родную школу. Она необычна, потому является «школой Лаури Леэзи». Знание этого сковывает вас или, наоборот, окрыляет?

Я никогда не соревновался в жизни, не был спортивным. Я стал директором, чтобы школа смогла продолжить свою работу и чтобы в ней сохранилась атмосфера, которую я обожаю. В этом нашем мире боготворят искусство и культуру. Это одна из немногих авторских школ в Эстонии, которую один человек создал по своей руке. Когда-то такими были Треффнер и Вестхольм, а сейчас – Лаури Леэзи. В каком-то смысле художественное произведение уже готово, вот только жизнь вокруг нас всё время меняется. По этой причине творение нужно постоянно воссоздавать. Я ведь ученик Лаури Августовича, который приходит в лицей каждый день и даёт один урок. Это скорее придаёт сил и окрыляет.

Он вам в ящике стола оставил конверт с какими-либо советами?

А то! В столе, например, записка с рекомендацией, как реагировать на звонки журналистов: «Отправьте, пожалуйста, своей вопрос по электронной почте!».

Я очень благодарен и уверен в том, что сейчас – лучшее время в моей жизни. Лицей спасал меня от «жестокого мира» уже дважды. В первый раз тогда, когда я поступал в гимназию, а во второй раз – именно сейчас. Изнутри наша школа ещё краше, чем снаружи.

Если обычно мир иногда кажется слегка безнадёжным, то в школе никогда не гаснет надежда на лучшую жизнь и появление в ней лучших же людей. Дети симпатичны. Как биологический вид они не изменились. Изменились, скорее, родители и учителя, которые хотят воспитывать и обучать их по-другому.

В какой степени школа является вашим собственным зеркалом?

Похожих на меня учеников хватает. Приятно пытаться помогать другим. Помню, как я сам испытывал когда-то схожие проблемы. Когда кому-то кажется, что его обижают, то я говорю обиженному, что выйти из замкнутого круга может только он сам. Когда я учился в гимназии, то не был жертвой травли, но в основной школе всё-таки был. Важнее всего не допустить возникновение чувства безысходности и загнанности в угол. Всегда можно что-то предпринять.

Большим плюсом нашей школы является то, что в ней не травят желающих учиться. Поэтому одной напряжённостью в лицее меньше.

Если же сравнить различные поколения учеников, то кажется, что современные школьники – это свободные люди. К рождественскому концерту каждый класс должен был подготовить зарисовку одного из десятилетий в истории Эстонии. Восьмой класс, в котором мне довелось замещать классного руководителя, сделал постановку о Поющей революции. Я посмотрел, как ребята распределяли между собой роли. Двое читали стихи Бетти Альвер, парни покрепче танцевали, остальные пели. Никто ничего не стеснялся и ни над кем не подшучивал.

Я сказал им, что их сценка была о восстановлении Эстонией своей независимости и что потому-то мы и боролись за свободу, чтобы они могли так вот свободно жить и самовыражаться.

Дети приняли нового директора и приходят к вам. С радостями или, скорее, с проблемами?

С идеями в том числе. Наше спортивное здание соединено с основным при помощи тоннеля. Школьники предложили открыть в тоннеле галерею современного искусства. Репродукции на стенах лицея заканчиваются сейчас эпохой Пикассо. Хотелось бы знать, что было в истории искусства после него. Лицеисты и предложили, что когда они поедут всем классом за рубеж и купят там картины, то потом вставят их в рамки и припишут к ним текст. Такую инициативу определённо стоит поддержать. Подумаем, как воплотить её в жизнь.

Есть у нас и проблемы. Например, ребёнок получил плохую оценку и говорит, что во время контрольной работы он хоть и не разговаривал с соседом, но ему всё равно поставили единицу. Обсуждаем тогда сообща, как эта ситуация выглядела с точки зрения учителя. Посоветовал поговорить с преподавателем – может, удастся договориться? В большинстве случаев педагог протягивает ученику руку помощи.

Коллектив принял вас сразу?

Кажется, да. Один учитель эстонского языка сказал, что у нас получилось как в романе Таммсааре «Хозяин усадьбы Кырбоя» – сами вырастили себе нового хозяина. Рано или поздно все смиряются с переменами. Шоковой терапии я коллегам не устраивал.

Что вы будете делать по-другому, чем Леэзи?

С виду я, быть может, несколько мягче своего предшественника. Думаю дольше перед тем, как отреагировать на что-то. По принципиальным же вопросам расхождений нет. С необходимостью поддерживать порядок в таком масштабе пришлось столкнуться впервые, однако в роль директора я вжился довольно быстро. Я стал следить за дисциплиной даже в театре, кино и на улице. Это черта всех педагогов, в некоторой степени даже гражданская смелость. Укорять нехорошо, но делать замечания и призывать к порядку стоит гораздо чаще.

Вы и внешне столь же элегантны, как и Лаури Леэзи.

Костюм – часть роли. На чём ещё воспитывать детей, как не на личном примере? В классическом здании нашего лицея царит классическая же рабочая атмосфера. Чтобы её поддерживать, нужно прилично выглядеть. Джинсы рабочую атмосферу не создают.

Зачем эстонцу владеть французским?

Французский язык открывает дверь во французскую культуру и немного другой образ мышления: свободный, творческий и игривый. Даже философы у французов несколько игривы. По этой причине я полагаю, что язык нужно учить через культуру.

Французский язык перестал быть языком международного общения и вряд ли будет им в будущем. Его изучение в школе даёт определённую базу и расширяет кругозор.

Почему родители отдают своих детей во Французский лицей?

Очень надеюсь, что французский язык – не единственная мотивация. На первом месте стоит рабочая и безопасная атмосфера. Родители хотят быть уверены в том, что детям в школе хорошо, что они смогут тут учиться без стеснения и травли, а также стать частью европейской культуры. Конечно же, родители думают и о будущем своих потомков. В любом случае, наши выпускники выбиваются в люди, а их любовь к культуре становится для них большим подспорьем. В жизни может быть много проблем, искусство же даёт утешение.

Насколько вам самим в работе пригодился французский язык? Насколько хорошо им владеете?

Когда я начал работать в Страсбурге в эстонском представительстве Европейской комиссии, то с момента окончания мною лицея прошло 11 лет. Пытаясь поддерживать знание языка на хорошем уровне, я ходил на различные курсы, однако вся база, начиная с произношения, которое я считаю очень важным, была заложена в школе. Довольно быстро мой французский снова стал активным.

Когда в нашу школу приходят франкоязычные гости, то мы общаемся с ними на их же языке. Каждый день я на нём не говорю. Для меня первым иностранным языком был английский язык. За ним последовали французский, русский, немецкий и другие.

Какие лицейские традиции для вас важны?

Торжественные акты проходят у нас в форме спектаклей. Мы совместно посещаем театры и концерты. Самое же важное для меня – это наличие связи между поколениями. Старшие заботятся о младших и организуют для них мероприятия. Сохранение единой основной школы и гимназии является для нас вопросом первостепенной важности. Их разделение привело бы к огромным потерям.

Надеюсь, что в Таллинне не начнут ничего радикально ломать. Я не вижу, что это было бы кому-то на руку. Мы были благодарны за возможность продолжить свою работу, к качеству которой претензий пока не поступало.

Французский лицей – это элитная школа?

Мне было бы приятно, если применительно к нам такой эпитет не использовался. Он оскорбителен, вызывает чувство неловкости и противопоставляет людей друг другу. Важно, чтобы были общегородские школы, в которые могли бы подавать заявление все желающие. Наш лицей сначала стал хорошим, и уже только потом возникла конкуренция между поступающими в него. В 1992 году, когда школа была восстановлена, никто вообще не знал, достигнет ли она своего довоенного уровня. Лаури Леэзи и другим «реставраторам» лицея удалось наладить работу школу настолько хорошо, что родители стали ей снова доверять.

__________________________________________________________________________________

Хотите учиться в США? Добро пожаловать в Mektory!

Информационный центр северо-американских вузов, работающий при центре инноваций и предпринимательства Mektory ТТУ, приглашает к себе всех, кто желает учиться в США, улучшить свой английский или питает интерес к культуре, истории, политике, а также научным и техническим достижениям Америки.

Инфоцентр вузов Северной Америки предлагает достоверную информацию о возможностях обучения в США, пишет работающая в нём консультант Эпп Кирсс. Кроме того, в нём можно сдать международные академические тесты или тесты по английскому языку (TOEFL, SAT, ACT, GRE, LSAT и пр.), которые позволят поступить в университеты по всему миру.

Центр напоминает об очень важном нюансе – ещё до регистрации на тест следует выяснить, результаты которого из них акцептирует тот или иной вуз. «Ежегодно приходится консультировать в том числе и тех, кто преждевременно сдал какой-нибудь более дешёвый языковой тест, а затем обнаружил, что поступить с полученным сертификатом в конкретный вуз невозможно», – предостерегает Кирсс.

Инфоцентр предлагает несколько вариантов подготовки к тестам: курсы, мастерские, семинары и пробное тестирование. В нём много книг, баз данных, DVD-дисков и литературы в электронном виде. Программа центра включает в себя проведение публичных лекций, выставок, киновечеров, концертов и конкурсов, а также изучение языка в Клубе американского английского языка под руководством молодых людей, для которых английский является родным языком. Членами клуба являются представители разных возрастных групп и национальностей. Участие в нём бесплатно, желающие же принять участие в его работе должны  оповестить об этом по адресу электронной почты americanspace@taltech.ee. Прокат книг тоже бесплатен.

Инфоцентр вузов Северной Америки в сотрудничестве со Школой технологий Mektory ТТУ проводит День Америки, посвящённый развитию науки и техники. Цель мероприятия – пробудить в школьниках интерес к инженерии и точным наукам. Для них доступна мастерская по робототехнике или программированию виртуальной реальности Arduino. На лекциях им рассказывают о достижениях США в области науки. Мастерские проводят сотрудники ТТУ, а лекции читают представители посольства США или самого инфоцентра. Расходы на приезд на мероприятие неталлиннцев, а также участие в нём, оплачивает информационный центр.

В сотрудничестве с посольством США инфоцентр организует также мероприятия для учителей английского языка. Например, это встречи с вдохновляющими преподавателями из Америки, семинары на тему возможностей изучения английского языка или мастерские для тех, кто хочет подготовить своих учеников к сдаче теста TOEFL. Очередной День учителя планируется провести уже нынешней весной. Соответствующая информация будет опубликована на сайтах https://taltech.ee/eac и https://ttu.ee/americanspace.

Школы по всей Эстонии могут и сами пригласить американские инфоцентры к себе в гости. Уроки на заявленные школами темы проводятся как на эстонском, так и английском языке. Как правило, их проводят молодые люди родом из различных штатов Америки, для которых английский язык является родным. Во время подобных встреч проводятся викторины на тему Америки, а лучшим её участникам достаются призы.

Информационный центр северо-американских вузов находится по адресу: Рая 15-116, Таллинн

Адрес странички в интернете: https://taltech.ee/eac и https://ttu.ee/americanspace

Адрес электронной почты: educationUSA@taltech.ee и americanspace@taltech.ee

Профиль в Facebook: https://www.facebook.com/AmericanSpaceTallinn/ и https://www.facebook.com/EducationUSA-Tallinn-122389427846542/

__________________________________________________________________________________

Ученик как переговорщик

«Я мечтаю, чтобы Эстония стала первой страной в мире, в которой умение вести переговоры стало частью школьного образования и чтобы каждый ученик понимал, как в мире ведутся дела», – сказал в интервью Райво Юураку опытный тренер по переговорам Георг Мерило.

Георг Мерило является основателем и руководителем OÜ The Negotiating Man. На протяжении последних 17 лет он обучал тонкостям переговорных процессов как школьников, так и предпринимателей. По его словам, в современной Эстонии мало конструктивности и много противопоставлений: работодателей противопоставляют работникам, учеников учителям, детей родителям, народ правительству и т.д. Мерило заинтересован в том, чтобы противопоставлений было меньше, и именно поэтому он и обучает искусству проведения переговоров. «В одном крупном предприятии, в котором мы проводили свой тренинг, время проведения переговоров сократилось в шесть-семь раз, – говорит он. – Не на шесть-семь минут, а в шесть-семь раз, что является наглядным примером необходимости умения вести переговоры».

Нужно ли уметь вести переговоры внутри семьи?

Разумеется. Самым талантливым переговорщиком является ребёнок, который спрашивает: «Если я подмету пол, я тогда получу конфетку?». Таким образом он применяет на практике свойственный переговорному процессу принцип получения взаимной выгоды. Начиная с пубертатного возраста, в семье бывает много недопониманий, и потому искусству вести переговоры необходимо научить как подростка, так и его родителей. Иногда люди разводятся. Если ребёнок владеет различными техниками проведения переговоров, то он, например, сможет спросить: «Мама, на каких условиях ты бы простила отца?». Подобный вопрос, скорее всего, обезаружит обоих родителей.

А вдруг ребёнок как переговорщик начнёт выторговывать себе какие-то преференции?

Основным принципом переговорного процесса является получение взаимной выгоды. По этой причине ребёнок не может исходить из одних только собственных интересов и переходить границы дозволенного. Мне приходилось слышать истории о том, как в школьные годы подростки предлагали своим родителям платить им за каждую работу по дому. У родителей от таких «предложений» волосы вставали дыбом, причём оправданно. Нормальные переговорщики собираются на кухне вокруг стола и совместно обсуждают, как использовать семейный бюджет так, чтобы это было выгодно для каждого из них. Хорошо, когда ребёнок тоже принимает активное участие в переговорах, поскольку таким образом для него станут яснее многие семейные вопросы и исчезнет искушение выторговывать для себя какие-то особые условия.

Где учителям может пригодиться умение вести переговоры?

При выполнении всех своих должностных обязанностей, во время переговоров о повышении зарплаты, при переходе на другое место работы и т.д. Однако руководитель учреждения должен также знать основные принципы проведения переговоров. К примеру, он должен суметь убедить подчинённых в том, что и в самом деле хочет платить им больше. Когда я однажды рассказал об этом руководству одной из фирм, то они переспросили, что я имел в виду. Я посоветовал им собрать всех сотрудников и объяснить им, при каких условиях они могли бы получать в десять раз больше – что каждый из них должен был бы для этого сделать. Директор школы ни в коем случае не может сказать учителям, что ладно, я поддаюсь вашему шантажу и вымогательству и выплачу вам на несколько евро больше. Подобный подход унизит учителей и разрушит школьный коллектив.

Работа в команде также предусматривает проведение переговоров?

Новым веянием является межпредметная интеграция, однако её фундаментом являются основательные переговоры между учителями-предметниками. Я обучал умению вести переговоры в том числе и педагогов, однако надо признать, что ученики всегда кладут их на лопатки. Школьники сразу начинают с воодушевлением искать взаимную для обеих сторон выгоду, учителя же хотят сначала долго и основательно посетовать на свою судьбу. Очевидным препятствием для межпредметной интеграции является как раз то, что педагогам некому рассказать о своих бедах. Так предоставьте же им эту возможность!

Можно ли вести переговоры на тему формирующего оценивания?

Конечно можно, поскольку насчёт этого существует много разных мнений и надо прийти к какому-то решению. Однако есть один такой парадокс – научиться искусству вести переговоры тем проще, чем меньше переговорщики в курсе того, о чём они говорят. Обсуждая незнакомую тему, они не утопают в деталях, поскольку просто ничего о них не знают. Эмоции им тоже не мешают. Вести переговоры на тему формирующего оценивания учителя могли бы начать после прохождения нескольких тренингов.

Придаёт ли умение вести переговоры смелости?

Я своими глазами видел, как самые робкие участники тренинга совсем скоро начали принимать участие в дискуссии. Причина проста – учась вести переговоры, они узнают, как выражать своё мнение. Они узнают, что это возможно при возникновении чувства единства, при поиске взаимной выгоды и при уважительном отношении к другим участникам переговоров.

Как друг с другом соотносятся дебаты и переговоры?

Дебаты – это отличный метод обучения, поскольку его участники должны отгадать интересы и аргументы друг друга, они должны вжиться в образ мышления противоположной стороны. Дебаты приучают также распознавать демагогов. Однако у дебатёров и переговорщиков разные цели. Первые хотят победить своих противников или достигнуть компромисса, в то время как вторые хотят прийти к соглашению, которое устраивало бы обе стороны. Дебаты заканчиваются проигрышем одной из сторон, переговоры же – победой обеих. Дебаты и переговоры отличаются не только по сути, но и по форме. Первые зачастую строятся на риторических спецэффектах, в то время как язык переговоров лаконичен, прост и ясен.

Как распространить умение вести переговоры по всей Эстонии?

Без помощи учителей, очевидно, будет не обойтись. Я не хочу бродить с этой темой по стране один как призрак коммунизма. Для начала умением вести переговоры должны овладеть учителя, имеющие опыт участия в дебатах. Когда их наберётся целая группа, то я готов этих педагогов обучить, а в течение последующего после тренингов года приходить к ним в школу и оказывать поддержку. Цепная реакция возникла бы тогда, если один тренер по переговорам начал бы преподавать эту дисциплину сразу в нескольких школах.