Германия – страна ранней селекции детей

24. mai 2019 - Германия – страна ранней селекции детей kommenteerimine on välja lülitatud

Во дворе гимназии им. Луизы Шрёдер полно велосипедов.

В немецких школах порядки гораздо строже, чем в эстонских общеобразовательных учебных заведениях. Детей там заставляют выбирать будущую профессию раньше, чем в нашей стране. Своими впечатлениями о тамошней школьной жизни с журналистом Анникой Полдре поделились двое родителей из Баварии.

«С местами в детских садах дела в Германии обстоят плохо», – начала описывать свой опыт Кристель Кальюнд. Поскольку получить место в городском детсаду было почти невозможно, то её сын Матиас ходил в частный детский сад, основанный самими родителями. Это т.н. Elterninitiative, работающий по методу Монтессори.

Небольшой и удобный частный детский сад

Что управление, что структура этого детсада была продумана самими родителями, у которых ради сохранения расходов на разумном уровне было также много обязанностей, начиная с уборки и заканчивая организационными делами. Сад, в котором было только две группы, посещало в общей сложности 18 детей. С ними занимались в сумме трое воспитателей.

Общение между родителями и воспитателями было очень плотным. В течение первых трёх лет пребывания сына Кристель в саду его возглавляла одна из учредителей заведения по имени Мария, которая имела за плечами 30 лет работы в детском саду. «Всё шло как по маслу», – вспоминает мама Матиаса. В то же время в сад пришло несколько резвых мальчуганов, которые усложняли организацию различных экскурсий и поездок на концерты, природу и мельницы, а также в музеи.

Раз в год с каждым из родителей проводилась развивающая беседа, однако во время подготовки и проведения праздников и других мероприятий, а также приводя детей в сад или забирая их оттуда, родители всегда могли поговорить с воспитателем. По словам Кристель Кальюнд, в детском саду подобные беседы всегда приветствовались.

Когда Мария ушла на пенсию, всё перестало идти как по маслу. Новый руководитель сада из числа бывших его воспитателей пыталась узаконить проведение развивающих бесед с участием родителя, ребёнка и педагога только в случае каких-либо инцидентов. Заканчивались они подписанием т.н. договора между воспитателем и её подопечным в стиле «я больше не буду». Тем не менее, договорённости не работали.

«В общем-то, моему ребёнку было там хорошо и интересно, но ему хотелось бы больше двигаться», – вспоминает мама. В неделю только два часа пребывания на улице, плюс несколько занятий гимнастикой. Сыну явно не хватало двигательной активности. В саду была даже комната, в которой дети могли побеситься, но после того, как одна девочка сломала там руку, новое начальство не выдержало давления со стороны её мамы и прикрыло комнату, просуществовавшую 30 лет. «Безопасность в Германии очень важна», – подчёркивает Кристель из Эстонии.

Зёрна отделяют от плевел

Своеобразной чертой немецкой школьной системы является т.н. отделение зёрен от плевел после окончания четвёртого класса. Именно тогда и выясняется, кто достоин учёбы в вожделенной гимназии, которая продлится с пятого класса по двенадцатый/тринадцатый и закончится сдачей выпускных экзаменов. Не поступившие в гимназию будут вынуждены довольствоваться учёбой в Realschule, эстонским аналогом которой является основная школа, после окончания которой открывается дорога либо в училище, либо в гимназию для взрослых.

Свидетельство об окончания училища или гимназии для взрослых в случае приложения недостаточных усилий даёт возможность получить прикладное высшее образование. При должном усердии открывается возможность изучать определённые специальности в университете, повышенный же интерес к учёбе гарантирует доступ ко всем специальностям.

«Отбор жёсткий, напряжение же колоссальное», – констатирует Кристель. Пределом развития отстающих учеников становится Hauptschule (Mittelschule), т.е. диплом об окончании основной школы и наличие профобразования.

Развивающая беседа проводится в первом классе, когда после учёбы в течение полугода ребятам выдают ведомости. Других бесед в течение года даже не предусмотрено. Во время развивающей беседы с первоклашкой договариваются о том, чего он хочет достичь, и хвалят его за наличие цели. «Теоретически это хороший приём, – считает Кристель. – Практически же цель перед ребёнком ставит учитель, и ребёнок не обязательно отождествляет себя с ней».

Если между школьниками вспыхивают ссоры, то их сажают на красную скамью. «В большинстве случаев сидевшие на ней не понимали, за что их наказывали, причём наказывали одних только мальчиков», – рассказывает мама. В третьем классе происходит смена учителя, чтобы к концу начальной школы детей смогли натаскать педагоги построже. На красной скамье третьеклассники уже не сидят. Их родителям посылают на дом письмо, в котором школа выражает детьми своё недовольство. У старосты каждого класса есть право голоса при выборе наказания для нерадивых учеников. Наказать могут за разговоры во время урока, выражение скуки, беготню по коридорам школы и пр. «Искупить грехи» можно, к примеру, переписыванием стихов из Священного Писания.

В школьной системе наказаний обычным явлением являются предупреждения и выговоры, о которых родителям сообщают в письменном виде. В школе отношение к выговорам более серьёзное.

Система оценивания тоже очень жёсткая. 22 балла за контрольную работу из 23 возможных зачастую означают более низкую оценку. «Нужно же ведь как-то обосновать разделение детей на три группы, а затем придать этому некую «объективность»», – поясняет Кристель.

Психолог бывает в школе только один раз в неделю, хотя спрос на его услуги повышенный. Когда родители хотели, чтобы школьный психолог протестировал грамотность их детей, то на то, чтобы об этом договориться, уходило больше месяца. Для того же, чтобы родителям договориться о проведении консультации, уходило ещё месяц-полтора.

В классе был один т.н. интеграционный ребёнок, которому школа оказывала поддержку из-за его дислексии-дисграфии, и которому давали больше времени на изучение чего-либо. «Мой ребёнок учится недостаточно плохо или недостаточно остро нуждается в помощи, и потому у школы, наверно, нет ресурсов заниматься такими, как он», – считает Кристель Кальюнд, добавляя при этом, что потребности и чувства детей очевидно не существенны. В то же время в Германии наблюдается большой наплыв учащихся в частные школы, а также в учебные заведения, которые работают по альтернативной методике Монтессори, Штайнера и др.

Строгий порядок

«Дисциплина в школе строгая», – говорит мама десятиклассника Оскара Ану Столович, преподающая эстонский язык. Об отсутствии ученика в школе секретариат следует оповестить утром по телефону. Родитель имеет право освобождать своего ребёнка от занятий в школе в течение трёх дней подряд. На четвёртый раз его попросят предъявить справку от врача.

Если ребёнок редко посещает школу, то его классный руководитель звонит ему домой и выясняет причину отсутствия. Родителей вызывают в школу, чтобы обсудить способы оказания ребёнку помощи. Если учащийся не пришёл писать контрольную работу, то ему также придётся предъявить справку от врача. Если он этого не сделает, то получит в качестве оценки шестёрку. В Германии единица считается самой высокой отметкой, пятёрка же и шестёрка считаются неудовлетворительными оценками. Ученикам не позволят пересдать ни одной контрольной работы, если она была хотя бы раз написана на любую оценку. Переписать работу можно будет только в том случае, если ученик отсутствовал в школе из-за болезни.

Если у учащегося возникают проблемы с учёбой, то сначала его родителей вызывают на беседу с учителем, в ходе которой педагог объясняет, в чём дело и чего от школьника ждут. При необходимости учитель советует нанять репетитора. В немецких школах существует т.н. биржа дополнительных занятий, на которой ученики за небольшое вознаграждение помогают отстающим у себя или у них дома.

Если оценки никакие и ученик редко ходит в школу, то в игру вступает школьный социальный педагог. Если от него не будет никакого толка, то потребуется вмешательство со стороны Департамента по делам молодёжи – чиновник заявится на дом с инспекцией. Его визиты могут стать регулярными.

Проблемным детям нередко требуется психолог. Если помощи со стороны школьного психолога окажется недостаточно, то визита к психологу или психиатру будет не избежать.

Встречи с учителями

Родительское собрание проходит раз в год. На нём классный руководитель сообщает о датах проведения контрольных работ, экскурсий или учебных поездок. Во время встречи родители выбирают одного или двух представителей, которые должны составить список учеников со всеми их адресами, днями рождениями и номерами телефонов. Они будут уведомлять остальных пап и мам о текущих мероприятиях, в которых их дети должны будут принять участие: что-то смастерить, испечь к ярмарке, продать сладости и пр. Иногда председатели родительского комитета класса организуют вечерние посиделки в каком-нибудь ресторане с целью оказать друг другу поддержку или посоветовать, как справляться со школьным стрессом.

Один или даже два раза в году родители могут встретиться в школе со всеми преподавателями своего ребёнка вечером, в заранее забронированное время. На общение с каждым из учителей предусмотрено семь минут. К некоторым преподавателям выстраиваются очереди, и если родители не успеют вовремя забронировать время вечерней встречи с ними, то им придётся записаться на дневной приём.

Гимназия – земля обетованная

Кто ходил в школу в течение девяти лет, но окончил, к примеру, только восемь классов, тот более не считается школьнообязанным и может идти работать. Имея на руках по крайней мере свидетельство об окончании девятого класса, молодой человек будет считаться более конкурентоспособным на рынке труда.

Родители делают всё, чтобы их ребёнок попал в гимназию. Многие из них тратят на это много времени и сил. Гимназия в Германии – это земля обетованная, подтверждают обе мамы. С другой стороны, один из самых известных баварских кабаретистов Джанго Асюл сказал, что те, кто не ходил в гимназию, знают, как забивать гвозди. Те же, кто ходит в гимназию, сначала спрашивают, что такое стол, а затем вбивают гвоздь в планшет.