Знакомое чувство: странствия мыслей по пути из школы в отделение неотложной помощи
Статистика свидетельствует о том, что в отделения неотложной помощи по всей стране обращается всё больше людей. Кто пока ещё не дышит на ладан и имеет больше деньжат, тот обращается за помощью в частные клиники. Например, когда подхватывает какую-нибудь кожную болезнь. Практика показывает, что ты скорее сдохнешь или самоизлечишься, чем попадешь на «бесплатный» приём к врачу-специалисту, ссылается на свой личный опыт главный редактор «Учительской газеты» Хейки Раудла.
«И зачем я только плачу этот соцналог?» – часто ругаются жители Эстонии. Отчаявшиеся и легковерные люди в массовом порядке обращаются к всевозможным целителям, врачевателям и знахарям в надежде на то, что…
Вот и в конце каждого учебного года, в период экзаменов, всё большее количество родителей ищет репетиторов для своих детей, чтобы те смогли сдать выпускные и государственные экзамены или вообще окончить школу. В то же время в системе образования действует принцип равноправия и единства. И да, при этом произносится ещё довольно много пафосных слов.
Врачебная помощь у нас тоже бесплатная, только вот для её получения следует обращаться к частникам и платить за это денежку. Боюсь, что с образованием может всё получиться как и с медициной: захочешь – заплатишь, а иначе просто останешься статистической единицей в общественно-правовой бюджетной строке.
Учителей не хватает, классы слишком большие, школам активно навязывают идею изменившегося понимания обучения и инклюзивного образования. Это означает, что теперь в и так уже переполненных классах учатся ещё и дети с особыми образовательными потребностями. Мы и без того знаем, насколько пёстрой бывает публика даже в обычном-то классе, когда речь идёт об общеобразовательных школах по месту жительства. Инклюзивное же образование приведёт к тому, что от учителя потребуют быть педагогом, психологом, соцработником, врачом и охранником в одном лице.
Те, кто не торопятся пользоваться новыми технологиями, являются, по мнению глашатаев технической революции, «ограниченными» и отставшими от прогресса ископаемыми, которым неподвластна межпредметная интеграция. Тренинги для учителей проводят даже те, кто ни минуты не простоял у доски в роли учителя, но создал свою «теорию» и научился выходить за рамки «шаблонного мышления».
В некоторых учебных заведениях рабочая нагрузка зашкаливает. К тому же, сзади учителей подпирает необходимость обеспечивать отличные показатели их учеников на экзаменах и высокие позиции в сводном рейтинге школ. Некоторые из них семейные, прикиньте! Неудивительно, что перенагрузка ввергает педагогов в стресс, они с треском выгорают и в итоге угасают. Тем не менее, как и работники отделений экстренной медицинской помощи, они тоже пытаются оставаться вежливыми, спокойными и отзывчивыми.
Это пребывание сразу в нескольких ипостасях отнимает у учителей кучу времени, не давая им сконцентрироваться. На кого обращают больше всего внимания? Конечно же, на тех, кто громче всего орёт. Те, на кого внимания не обращают, становятся ленивыми. А годы-то летят…
Всё это неизбежно приводит к падению уровня преподавания в школах. У целеустремлённого и ориентированного на результат родителя есть право быть недовольным сложившейся ситуацией. Сдаётся мне, что в Эстонии всё мощнее начнёт заявлять о себе параллельная система образования. Это означает, что всё большее количество школьников будет заниматься по вечерам или выходным на курсах в частных школах, с репетиторами на деньги родителей или же будет появляться всё больше платных частных школ, путь в которые ребятам из «простых семей» будет заказан.
Так и получается, что по аналогии с медицинской системой в системе образования уже с младых ногтей зёрна отделяют от плевел, увеличивая таким образом неравенство между людьми. Качество образования играет если не решающую, то очень большую роль в том, останется ли человек бедным или станет богатым. Учитель же, давая дополнительные или частные уроки, всё больше превращается наряду с медиками в обслуживающий персонал.
Недавно я ходил за счёт Больничной кассы к ортопеду. В поликлинике работница регистратуры несколько раз повторила, что я сегодня первый клиент у этого врача. «Простите, пациент», – поправляла она саму себя.