Кристи Шталь: бесплатных обедов не бывает
Парламентские выборы уже не за горами и потому предвыборные обещания становятся всё громче и слаще. По мнению специалиста по связям с общественностью детского клуба „Väike Päike“ («Солнышко») Кристи Шталь, подоплёка этих обещаний, а также источники средств на их выполнение зачастую либо туманны, либо частично неизвестны.
Тема содействия рождению в семье третьего ребёнка была заявлена мощно и потому оказалась весьма даже удачной. Сейчас среди политиков, публичных персон, известных блогеров, а также совершенно обычных жителей Эстонии наблюдается бум на третьего ребёнка. Не буду скрывать, что и сама я – мать троих детей.
По этой причине очень даже логично, что политики стали бороться за голоса родителей с помощью многообещающих и звучных лозунгов. Центристы обещают повысить размер ежемесячного пособия на первого и второго ребёнка с 55 до 100 евро. По крайней мере, три партии – СДПЭ, КНПЭ (EKRE) и Свободная партия Эстонии – обещают всем детям бесплатное дошкольное образование. Реформисты же говорят о создании новой Северной страны, население которой будет только расти и т.д.
Похоже, что семьи с несколькими детьми настигла лавина всего бесплатного – вы только не забывайте рожать детей, государство будет выплачивать вам деньги и в придачу сделает ещё и все услуги бесплатными. Кто-нибудь посмел в этом усомниться? Кто-нибудь посмел открыто спросить, за чей счёт «гуляем» и что станет с качеством этих услуг?
В ЭССР тоже ведь было замечательно: у всех была работа и жильё, у всех были одинаковые куртки и резиновые сапоги, только вот мандаринов с бананами в магазине было не купить, не говоря уже о поездках за рубеж. Как Эстония до сих пор не вошла в пятёрку богатейших стран Европы, так и к нынешним обещаниям молочных рек и кисельных берегов следует относиться скорее скептически.
Согласно законопроекту, инициированному фракцией свободников, всем детям в нашей стране должно быть гарантировано место в детском саду рядом с местом жительства. Девять баллов по шкале популистских предвыборных обещаний, не правда ли? Предположительно это обойдётся госказне в 65 миллионов евро в год. Деньги планируется получить за счёт сокращения расходов на содержание центрального аппарата, однако никто пока не знает настоящего источника финансирования. К сожалению, в пояснительной записке к проекту закона не содержится достаточных объяснений относительно запланированного проведения столь многогранной и существенной реформы.
Министерство образования и науки в своём не поддерживающем инициативу мнении также обращает внимание на то, что некоторые пункты законопроекта невнятны, как пока и неясно, будет ли к муниципальным и частным детским учреждением применено равное или неравное обращение.
В этом контексте важно понимать, что уже сейчас одно место в детском саду обходится предположительно в 400-500 евро в месяц, из которых родители оплачивают всего лишь до 20% от установленной правительством минимальной ставки заработной платы. К примеру, в Тарту место в детском саду стоит 70,50 евро плюс деньги за питание. В Таллинне оно обходится в 61 евро, причём город компенсирует расходы на питание в размере двух евро за один день. В Пярну стоимость места в детском саду составляет 56,40 евро, а в волости Муствеэ – всего лишь 13 евро.
В различных уголках Эстонии стоимость одного места в детском саду очень разная. Прежде всего, она зависит от приоритетов и состоятельности городов и волостей. В тех регионах, где уровень жизни ниже, плата за место в детском саду тоже ниже. Осмелюсь предположить, что родители и в дальнейшем будут согласны вносить свою лепту в развитие качественной и продуманной услуги, поскольку речь идёт всё-таки о нашем самом ценном достоянии – детях.
Самые разумные соображения по этому поводу представила партия Отечество, которая выступает за систему, основанную на реальном спросе, при которой бесплатные места в детском саду предоставляются семьям с несколькими детьми или же малоимущим семьям. Вторые могут и сейчас ходатайствовать о получении дополнительных пособий. В Тарту место в детском саду для второго ребёнка наполовину дешевле, а за третьего вообще денег не требуют. Гибкая система оплаты применяется, например, ещё и в Финляндии.
Поскольку дошкольное образование необязательно, то наибольшим недостатком бесплатности этой услуги принято считать снижение её качества и эффективности. Самоуправление не сможет больше контролировать свои расходы на содержание детских садов и в надежде на повышение финансирования может начать манипулировать государством.
С точки зрения родителя отпадёт необходимость в извещении об отсутствии ребёнка в детском саду, поскольку т.н. штрафных санкций за этим не последует – так или иначе все расходы возьмёт на себя государство. В Таллинне, где место в детском саду стоит 61 евро в месяц, уже сейчас в ясельных группах детей гораздо меньше, чем в официальных списках. Работники детских садов боятся, что поскольку размер ежемесячной платы не меняется и расходы на питание детей частично оплачивает местное самоуправление, то у родителей не будет повода заранее сообщать о приходе или неприходе ребёнка в детский сад.
К тому же, на бесплатное место в саду предположительно согласились бы все, кому оно было бы предложено. В результате мы имели бы полные списки детей при пустых помещениях, а также неэффективное расходование времени, денег и человеческих ресурсов. В итоге все расходы всё равно покрыли бы налогоплательщики.
Вторая опасность – это ограничение доступности услуги при помощи законных методов. В принципе произошло бы то же самое, что и с более крупными компенсациями на лечение зубов. Государство стало компенсировать более крупные суммы, однако условия были столь жёсткими, что большинство дантистов так и не смогли присоединиться к новой системе. В результате компенсацией на лечение зубов стали пользоваться в разы реже, чем раньше.
В заключение хочется сказать, что проблемой №1 в Эстонии является не столько недоступность дошкольного образования, сколько нехватка квалифицированного персонала и опорных специалистов. От запланированных 65 миллионов евро было бы гораздо больше толку, если на эти деньги наши детсады взяли бы на работу логопедов, спецпедагогов, социальных педагогов и психологов. Пускай даже на неполную ставку.