Наши парни живут под гнётом гегемонной маскулинности

31. mai 2019 - Наши парни живут под гнётом гегемонной маскулинности kommenteerimine on välja lülitatud

Обязанность быть «настоящим мужчиной» держит определённую часть парней в состоянии постоянного нервно-психического напряжения, которое может вылиться в агрессию по отношению к другим или самому себе, пишет журналист Райво Юурак.

В этом году Эстонский информационный и исследовательский центр вопросов женщин (ENUT) сосредоточился на прошедшей в Таллинне конференции на теме отношения мужчин к ведению здорового образа жизни. В своём вступительном докладе «Аспект половой принадлежности в исследованиях на тему здоровья» сотрудник центра Юлле Марике Папп заявила, что мужественным можно быть очень по-разному, и что в развитых странах говорят не о мужественности, а о разных способах её проявления. К сожалению, многие жители Эстонии до сих пор считают, что мужественным можно быть лишь одним-единственным способом: скрывая свои чувства, избегая уязвимости, оставляя о себе впечатление сильной личности, подчёркивая свою гетеросексуальность гомофобным поведением и т.д.

В исследованиях на тему здорового образа жизни столь однобокая трактовка мужественности называется гегемонной маскулинностью. Подоплёкой подобной маскулинности является идеал мужественности, образцом которой никогда не станет ни один мужчина. Гегемонию маскулинности принято также называть принадлежностью к касте мужчин. Если парень не будет соответствовать требованиям касты мужчин, то он рискует стать жертвой социальных нападок разом со всех сторон. Его будут обзывать размазнёй, маменькиным сынком, придурком и т.д. Парни должны на деле доказать, что они не тряпки, потому им и приходится лезть в воду, не зная брода, и брать на себя разного рода риски.

Что значит быть мужчиной в Эстонии?

По словам Юлле Папп, согласно общепринятому мнению, мужчина сам решает, каким образом ему быть мужественным. В Эстонии пока ещё не принято рассуждать именно так, поскольку здесь приходиться учитывать механизмы, которые общество навязывает сильному полу. Общество как будто ожидает от мужчин, чтобы они вели себя иначе, чем женщины.

Что нам дала гегемонная маскулинность? А то, что мужчины и парни курят больше, чем женщины, едят нездоровую пищу, чаще злоупотребляют алкоголем и потребляют наркотики. Наши мужчины не ходят по врачам и ни за что не признают наличие у себя проблем с психикой. В результате они в среднем живут на десять лет меньше, чем женщины, и в четыре раза чаще умирают по причинам, которые можно было предотвратить. Также с мужчинами чаще происходят несчастные случаи и они чаще кончают жизнь самоубийством.

Юлле Марике Папп спрашивает, должны ли мы смириться со статистическими данными, согласно которым меньшая продолжительность жизни мужчин во всех отношениях соответствует ожиданиям. Стоит ли нам согласиться с пояснениями, согласно которым безбашенное поведение молодых людей вызвано «конкурентной борьбой за потенциальных партнёрш с целью размножения» и что подобное рискованное поведение продиктовано самой природой. По словам Папп, знакомясь с подобными точками зрения, у неё возникает чувство, будто мотивы поведения мужчин нам объясняют биоэкологи. Её вопрос заключается вот в чём – почему же тогда мужчины, живущие в Исландии, Италии, Норвегии и других странах, ведут себя не столь рискованно как эстонцы?

Что делать с парнями?

Папп подчеркнула, что представление о правильной маскулинности формируется ещё в юношеском возрасте. Нужно быть сильнее других, следует терпеть боль и не ждать помощи со стороны. К тому же, можно быть агрессивным или, пользуясь терминологией биоэкологов, в крови парней и мужчин высок уровень тестостерона и у них есть право демонстрировать его наличие. Общество ожидает от парней готовности рисковать. Почему подростки пьют алкоголь? Потому, что это признак рискового поведения, а значит, и мужественности. Реклама тоже приучает думать, что мужик, который не пьёт пиво, является бесхребетной размазнёй и маменькиным сынком.

Ожидания по отношению к девушкам и юношам – это два совершенно разных мира, поясняет Папп. Учитель прощает мальчикам шалости, оправдывая это тем, что парни – это парни, что когда-то они перебесятся и потому могут и пошалить немного. Девочки же должны слушаться, вести себя образцово и учиться на пятёрки. По данным Всемирной организации здравоохранения, свойственное взрослым мужчинам рискованное отношение к своему здоровью формируется у мальчиков уже к десятому или одиннадцатому году жизни. По этой причине подростками следует активно заниматься уже с раннего детства, чтобы они не «успели привыкнуть к этой шальной гегемонной маскулинности и не довели себя до депрессии и суицида». Исследователи отмечают, что если от парней строго потребовать гегемонной маскулинности, которой они не смогут добиться к двенадцатому году жизни, то они могут встать на путь насилия либо над другими, либо над собой.

Юлле Марике Папп указала на то, что разумная мужественность не может быть просто результатом воспитания мальчиков в семье, требуется также разрушать распространённые в обществе стереотипы, чтобы мужчины смогли выйти за их рамки.

Мужчины дорожат своими друзьями

В последующих докладах ENUT (Эстонского информационного и исследовательского центра вопросов женщин) приводились примеры того, каким образом в Эстонии мужчин уже заставляют выходить за рамки привычного образа маскулинности. Тойво Пууорг рассказал о целевом фонде „Pikema Sõpruse Päev“ (рус. – «День давней дружбы»), кампании которого призваны снизить риски для здоровья мужчин. По его словам, для мужчины мнение его друзей гораздо важнее его собственного, вследствие чего объединение как раз и уделяет повышенное внимание поддержанию дружеских отношений и сопутствующему им взаимному влиянию друг на друга. Девиз кампании – «Берегите своих друзей!». «День давней дружбы» – это сообщество друзей, которые регулярно проверяют состояние своего здоровья, ходят на обследования по раннему выявлению заболеваний, а также знают, в какую сторону меняются показатели состояния их здоровья. А ещё они несколько раз в неделю ходят на совместные тренировки. Их цель – добиться того, чтобы к концу 2019 года в Эстонии регулярно проверяли состояние своего здоровья по меньшей мере 10 000 мужчин. Стереотип гегемонной маскулинности они разрушают, например, посещением занятий балетом.

Отцы спешат на помощь матерям-одиночкам

Таави Тамкиви из гражданского объединения „Lasterikkad Isad“ (рус. – «Многодетные отцы») рассказал о том, как организация пытается помочь многодетным семьям. Сейчас, например, семейный билет могут купить родители максимум двоих детей, однако почему семейный билет не рассчитан на большее количество потомков? Тамкиви считает, что банки должны выдавать кредиты многодетным семьям на льготных условиях, поскольку рождение каждого ребёнка сопряжено с дополнительными расходами. Новый проект «Многодетных отцов» нацелен на взыскание денег с должников по алиментам. Они скинулись деньгами и наняли адвокатов, которые помогут матерям-одиночкам отсудить алименты у отцов их детей. По приблизительным подсчётам, уклоняющиеся от выплаты алиментов отцы должны матерям-одиночкам в общей сложности более 30 миллионов евро. По мнению Тамкиви, невыплату алиментов своему ребёнку следует приравнять к уголовному преступлению. Он сказал полушутя, что в низкой рождаемости в нашей стране наряду с другими виноват писатель Оскар Лутс, потому как в его сверхпопулярной «Весне» много детей есть только в семье Кийра, да и то странных.

Научиться в России искусству быть отцом

Социальный работник Николай Ерёмин рассказал, как он в 2007 году основал в Петербурге рабочую группу под названием «Школа папаш», в которой делятся добрыми советами с молодыми отцами. Примером для подражания послужили аналогичные рабочие группы в Швеции. Молодых отцов в группе «Школы папаш» около двадцати. В ней они готовятся решать проблемы, которые появятся после рождения ребёнка. Помимо прочего там их научат менять подгузники. Тем не менее, некоторые мамы полагают, что обучая мужчин воспитанию детей, Ерёмин оскорбляет женщин, потому как думает, будто они не в состоянии воспитать своих отпрысков самостоятельно. В большинстве же случаев мужчины приходят в «Школу папаш» именно по требованию своих жён.

Кому нужны старики?

Социолог Ирис Петтай представила результаты исследования, касающегося пенсионеров. Выяснилось, что каждому второму из них грозит нищета и социальная изоляция. Лишь 10% вышедших на пенсию мужчин считают этот период своей жизни замечательным.