Обзор статей «Учительской газеты» от 13 декабря 2019
Была ли «Школа господина Мауруса» хорошей?
«Такое чувство, будто учащиеся считают людей старше себя – учителей, разумеется, в том числе, – безнадёжно отставшими от жизни, – констатирует певица Айри Аллвеэ, преподающая уроки музыки. – В современной школе учитель играет роль малявки, который как официант в ресторане должен поменять блюдо, если оно не пришлось клиенту по вкусу». Тем не менее, полагает педагог, есть одно хорошее решение, которое сплачивает школьников – это межпредметная интеграция.
Директор школы и владелец школы – кто кого?
В последнее время директоров школ держали под напряжением события и инциденты, связанные с применением силовых методов в борьбе политиков за власть. Информация об увольнении директоров становилась достоянием широкой общественности. К тому же, целый ряд происшествий не был широко освещён в прессе. Происшествия умалчивались ещё до их попадания в СМИ.
«Что своим поведением хотят сказать главы нынешних самоуправлений тем людям, которые только-только возглавили школы или собираются это сделать, уйдя из других секторов занятости?» – задаётся вопросом глава Объединения руководителей школ Эстонии Урмо Уйболехт.
Сведётся ли роль латышского языка к статусу кухонного?
Латвийская интеллигенция побаивается того, что вытеснение латышского языка из области науки и академической среды приведёт к уменьшению его роли в других сферах жизни и, в конечном счёте, к вымиранию языка. «Докторские диссертации являются важным источником появления новых терминов на латышском языке, – уверены гуманитарии. – Если этот процесс прекратится, то под угрозой исчезновения окажется общение учёных между собой на родном языке. Это, в свою очередь, сделает невозможным получение высшего образования на латышском языке, а также может ухудшить позиции национального языка в иных сферах его использования».
Чьи права будут ущемлены завтра?
По мнению лектора австралийского Университета Виктории Мартти Мартинсона, специализирующегося на молодёжной работе, в Эстонии нарушение прав человека становится систематическим. Понять причину этого не так уж и сложно – у многих людей почти что отсутствует представление о правах других людей, а также своих собственных. «Блокирование информации на тему прав ЛГБТ в Ориссааре, школьное насилие, игнорирование прав человека и попытка спрятать голову в песок в Лихула и в Раквере – это бесспорно лишь надводная часть айсберга аналогичных случаев, – перечисляет Мартинсон. – Несмотря на это, мы все почему-то удивляемся тому, что нашу молодёжь терзают проблемы с психикой. Возникает вопрос – мы что, совсем уже разучились находить связь между причиной и следствием?».
Грююне Отть: «Воспитание детей с учётом их интересов не есть свободное воспитание»
Почему вести с детьми дискуссии о ценностях стоит начать уже с детсадовского возраста? Разве недостаточно было бы просто объяснить им, как нужно себя вести? Если посмотреть, насколько общество за последние годы разделилось на два лагеря, то ответ на этот вопрос должен быть очевиден. В переходное время, особенно в 1990-е годы, в Эстонии царил полный хаос человеческих ценностей. Доселе существовавшие нормы и принципы были в один миг подвергнуты сомнению, а люди пытались каким-то образом выжить в воцарившемся хаосе.
Теперь же маятник качнулся в обратную сторону, и мы снова стали искать общие ценности – то, что нас связывает. Однако сейчас мы больше не считаем, что ценности должны быть одинаковыми и обязательными для всех. Нам скорее нужно понять, что вообще ценно, а что нет. Тогда мы бы уже с ранних лет научились понимать первопричины своих ценностных установок и поступков, а также быть более свободными, реализовывать себя и мирно сосуществовать с другими людьми. На конференции, посвящённой теме воспитания ценностей, столичный детский сад «Эндла» был удостоен титула учебного учреждения, способствующего развитию дошкольников.