Победит пошлейший слоган

26. okt. 2018 - Победит пошлейший слоган kommenteerimine on välja lülitatud

Публицист Каарел Таранд пишет в «Учительской газете» о том, что в Эстонии соревнование по придумыванию красивейшего слогана из двух-трёх слов уже началось, и что конкурс этот, разумеется, не для всех – к участию в нём допускаются лишь зарегистрированные ватаги, состоящие как минимум из пятисот орков. Турнир накладен, ибо команды своей головой ведь не думают, а закупают услугу со стороны – от заинтересованных групп, пиарщиков и рекламных агентств. В сумме на поиск и презентацию лозунга-победителя соревнующиеся потратят до 8 миллионов евро. Потом слоганы выставят на народное голосование и за лучшие из них раздадут места в парламенте.

Поскольку язык является очень уж древним рабочим инструментом, используемым людьми, то в условиях суженного пространства для борьбы невозможно сказать что-то новое и оригинальное. Всё было сказано уже давно – по-одному выдающимися людьми на протяжении всей истории человечества, а также более крупными коллективами. Было сказано однозначно и напрямую, уклончиво и многозначительно. К настоящему моменту команды, которые примут участие в парламентских выборах, по большей части уже придумали себе по слогану, и жюри – т.е. все имеющие право голоса граждане – может приступить к их взвешиванию и обсуждению. К сожалению, всё предложенное настолько плоско и лишено фантазии, что и обсуждать-то нечего. Кому не лень, тот слегка ёрничает, однако даже язвить стало проблематично, поскольку при шлифовке предвыборных слоганов (сами партии называют их не иначе как главным посылом) консультанты тщательно следили за тем, чтобы их было не так просто превратить в насмешливую игру слов. От этого становится ещё скучнее.

В пострациональную эпоху безбожья церквями стали партии и, соответственно, святее всех святых стали ими же придуманные главные посылы. Штаб-квартиры партий выдают единственно верные трактовки посылов, но поскольку священников предостаточно, то и трактовок больше, чем одна. Объявят ли какую-нибудь из них еретической, покажет время. Для имитации же их происхождения якобы из глубины времён было бы лучше, если оригинальные формулировки слоганов партий писались бы на латыни – каждая приличная фундаментальная мысль очень устойчива во времени и, как известно всем старинным университетам, не нуждается в обновлении через каждые четыре года.

Латинские сентенции и изречения легко доступны в интернете, а при их умелом использовании можно было бы замечательным образом унифицировать общий политический ландшафт страны. Если ограничиться одним только началом алфавита, то «белкам» можно было бы предложить ad astra, центристам ad nauseam, экреистам ad fontes, отечественникам ad infinitum и соцдемам – ad hominem. В отличие от английского языка, латынь не угрожает нашей национальной культуре и конституционному порядку, однако для избирателей её использование имело бы небольшую дополнительную просветительскую ценность.

При желании же черпать воду только из своего колодца следовало бы вспомнить о том, что собрания эстонских преданий и фольклора являются одними из самых богатых в мире. В базах данных эстонского фольклора можно отыскать тысячи посылов, отшлифованных в течение веков до блеска. Это лишь дело вкуса, выбрать ли пословицу, поговорку, каламбурное выражение или замысловатый вопрос. Их я тут партиям бесплатно точно предлагать не буду.

Так почему же они всё-таки не пользуются ценными источниками – ни творчеством отдельных народных мудрецов, ни знаниями народных масс, – чтобы сделать себя интереснее и получить конкурентное преимущество? Причина не зарыта очень глубоко. Просто партии в Эстонии по сути своей являются не демократичными организациями, а пирамидами власти. Находящиеся же на её вершине не хотят или не умеют использовать духовный потенциал тысяч своих членов. Лозунги и программа любой партии не базируются на вкладе каждого из рядовых её членов или честной борьбе идей. Если среди всех партийцев в Эстонии (их порядка 60 тысяч) было бы возможно провести основательный опрос или методологически правильное исследование, то его выводом стало бы печальное осознание того факта, что подавляющее большинство из них ни сном, ни духом не ведают о принципах и убеждениях своей партии, не говоря уже о предпринимаемых ею ежедневных шагах.

Такой доказательной базы сейчас нет, зато в качестве индикатора можно взять в расчёт действующие факты. В уставе каждой партии прописан пункт об обязательной уплате членских взносов. Выполняет его повсюду лишь меньшинство (в 2017 году членский взнос заплатили только 5% отечественников и 38% членов Свободной партии). Если не выполнять обязательств, то и прав не появится, однако невыполнение оных, скорее всего, свидетельствует о полном отсутствии интереса к деятельности своего клуба или о принадлежности к «мёртвым душам».

Ещё более красноречивую картину о демократии внутри партий дают очередные выборы их лидеров, когда согласно распространённой практике никакой борьбы не происходит, а избранника утверждает в должности узкий круг людей. Без какой-либо конкуренции – т.е. при отсутствии альтернативного кандидата – лидерами партий стали Кая Каллас, Юри Ратас и Март Хелме. Что ещё хуже, в выборах председателей партий принимает ничтожная часть их членов. Согласно результатам голосований Каллас поддержало 8%, Ратаса 7% и Хелме 4% всех членов их партии. Что это за мандат такой!?

Связывая воедино все концы, приходится констатировать, что партий не существует. Есть только лозунги председателей, которые разносятся настолько далеко, что их авторы-знаменосцы чувствуют себя чуть ли не богами. И раз это так, то, быть может, стоило бы бесстыжим образом начать тырить свои основные посылы напрямую из Священного Писания? Там их тьма-тьмущая и, как правило, они начинаются со слов «я есмь».

Перевёл Жан Прокошин