Психиатр педагогам: выживайте в школьных джунглях сообща!
Подростковый психиатр и врач-преподаватель Центра душевного здоровья для детей и подростков при Тартуском университете Рейго Реппо с сожалением констатирует, что учителя вынуждены ежедневно или еженедельно мириться с проявлением агрессии со стороны школьников и/или их родителей.
Ситуация якобы уже настолько плоха, что родителям будто бы нельзя больше напрямую обращаться со своими заботами и проблемами к учителям. Вместо этого в одной из передач „Uudis+“ на Vikerraadio предложили создать систему рассмотрения жалоб и решения проблем, обслуживанием которой занималось бы нейтральное и неперсонифицированное учреждение.
Подноготная конфликта вскрывается тогда, когда школьники могут в безопасной обстановке рассказать взрослому человеку о том, что их тревожит и какие у них отношения с учителями. В большинстве случаев учащиеся утверждают, что у них хорошие или, по крайней мере, удовлетворительные отношения с преподавателями. Педагоги помогают им справляться с трудными ситуациями и с пониманием относятся к вызовам, свойственным подростковому возрасту.
Такой вот ребёнок
Однако в последнее время некоторые дети рисовали у меня на приёме другую картину происходящего в школах. Например, они подробно описывали то, как учитель распинал или даже унижал их перед классом, обзывал их глупцами, прилюдно комментировал их внешность и т.д. Педагог позволял себе физическое рукоприкладство, использовал средневековые методы преподавания или даже бил учащихся за опоздания по лицу.
Я сам видел на территории детского сада, как воспитательница толкнула идущего впереди неё дошкольника, отругала его, а затем оттаскала за волосы. После моего вмешательства она просто констатировала, что этот ребёнок такой вот и есть. Насилие проявил учитель, а ребёнок – он вот и есть такой…
Понятно, что не все дети ведут себя в школе хорошо, спокойно и дружелюбно. Есть ребята гиперактивные, ленивые, высокомерные, импульсивные или же просто ставящие учителей в неловкое положение. Скорее всего, многие из них не в состоянии совладать со своими чувствами и по этой причине становятся настоящим вызовом для каждого педагога в любом классе.
Из делинквентно ведущих себя школьников лишь у малой части реально имеется диссоциальное расстройство личности. Они презирают общепринятые нормы поведения и бесчувственны по отношению к окружающим. Есть также стыдливые тихони, которые хоть и подавляют свои негативные эмоции, но иногда тоже становятся объектами насмешек со стороны преподавателей.
Разговаривайте друг с другом!
От учителей ждут, что они являются зрелыми личностями, т.е. они в состоянии действовать, решать проблемы, контролировать свои чувства, быть эмпатичными и восприимчивыми. Мы надеемся, что педагоги – это профессионалы своего дела, т.е. их научили, каким образом развивать детей и подростков, а также замечать какие-то отклонения от развития и знать, в каких случаях обращаться к другим специалистам ради повышения уровня самостоятельности и дееспособности школьников.
Предполагается, что учителя устойчивы к стрессу, хотя вряд ли кто-то часто задумывается над тем, что ежедневное пребывание среди детей возрастом от 7 до 16 лет эмоционально очень сильно выматывает. Мы хотим, чтобы педагоги были командными игроками, которые в трудные моменты смогут обратиться за помощью к своим коллегам.
Дети и подростки – это не маленькие взрослые. Они являются эмоционально и социально незрелыми людьми, и им можно быть таковыми. При этом пережитый в детстве негативный опыт (психологические травмы) оказывает существенное влияние на умение школьников контролировать свои эмоции, переносить стресс и проявлять эмпатию, т.е. на способность быть в полном смысле слова «зрелым».
Понятно, что модели поведения детей оказывают эмоциональное воздействие на всех, кто с ними соприкасается, в т.ч. учителей. Возникают чувства от ненависти до обожания, которые оказывают влияние на то, как будет учиться тот или иной школьник. На ход учебного процесса будет существенно влиять и то, как сам учитель будет воспринимать чувства и реакции, которые ученик будет в нём пробуждать. Педагог не должен быть терапевтом, постоянно трактующим свои отношения с учениками, однако ненависть или слепое обожание – не лучшие ориентиры для целенаправленного обучения школьников.
Я советую преподавателям несколько раз в год пользоваться услугой супервизии, чтобы все, кто работает с детьми, понимали свои чувства, возникающие в ходе выполнения профессиональных обязанностей, а также могли действовать в интересах школьников. Я также призываю педагогов обсуждать с коллегами ежедневные проблемные ситуации и сообща находить наилучшие способы выживания в школьных джунглях.