Учительская Газета, 16 декабря 2016
Глава Минобра: «Если новшества не навязывают, то общество их принимает»
В развёрнутом интервью, данному редактору «Учительской Газеты» Райво Юураку, министр науки и образования Майлис Репс озвучила основные пункты и принципы образовательной программы нового правительства, дав оценку тесту PISA и попутно ответив на вопросы личного характера.
По мнению Репс, третье место Эстонии в рейтинге PISA обусловлено твёрдой фактологической базой, на которой зиждется система образования в нашей стране, а также наличием знаний в области инфотехнологий, умением самостоятельно искать информацию и решать жизненно важные проблемы.
Одним из приоритетов политики нового кабинета министров является усиление роли эстонского языка. Министр заверила, что бессмысленно инспектировать школы с русским языком обучения и наказывать учителей за недостаточное владение государственным языком. Вместо этого нужно заняться устранением недостатков, основным из которых является отсутствие единой методологической базы.
Система 60:40 в русских школах сохранится, однако, по заверению министра, сильнейшим учебным заведениям в порядке эксперимента позволят самим решать, какие предметы будут преподаваться на эстонском, а какие на русском языке.
Также Майлис Репс поделилась с читателями своим опытом изучения иностранных языков, мнением относительно новых методов обучения и роли местных самоуправлений в системе образования. Не обошла министр и тему поддержки частных школ, которые, по её мнению, нельзя финансировать по преимущественному принципу.
Читателям будет небезынтересно узнать, почему, по мнению главы Минобра, социальный статус учителя до сих пор весьма низок и откуда берётся неуверенность педагогов в собственных силах.
На конечной станции развития
Публицист Каарел Таранд приводит в своей статье основные постулаты гуманистической идеологии (или скорее даже религии), столь лаконично сформулированные израильским военным историком-медиевистом, профессором исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме Ювалем Ноем Харари:
- гуманистическая политика: избиратель всегда знает лучше всего;
- гуманистическая экономика: потребитель всегда прав;
- гуманистическая эстетика: красота – в глазах смотрящего;
- гуманистическая этика: делай то, что кажется хорошим;
- гуманистическое образование: думай самостоятельно.
По мнению колумниста, за редчайшим исключением, почти все в мире согласны с вышеприведёнными тезисами, тем самым косвенно декларируя, что капитализм в сочетании с гуманизмом и есть конечная станция «поезда» под названием «развитие человечества». Что же делать дальше? Сидеть в буфете этой конечной станции и просто убивать время? Это смерть или отправная точка для чего-то нового?
«По состоянию на эту неделю в Эстонии насчитывается 58 964 партийцев, то есть зарегистрированных членов политических объединений, – пишет Таранд. – Невозможно поверить, что среди них нет ни одного, кто бы чувствовал себя сидя на конечке беспокойно. Даже при условии, что большинство из них уже позабыло о своей партийной принадлежности, должно оставаться критическое количество рупоров. Другими словами, мы стоим перед чисто практическим вопросом – каким образом голоса вопиющих могли бы достичь ушей партийных стратегов, которые полностью забитых воском?»
Автор призывает всех во имя избежания глобальной катастрофы в будущем начать уже заранее думать в настоящем о создании правовых норм для постгуманистической эпохи и признаётся, что на следующих выборах отдаст свой голос за партию, в программе которой будет чётко прописано обещание работать именно в этом направлении. «Попытки другими словами переформулировать ныне существующее, как это уже делалось под вывесками «Новая северная страна» или «Отечество 2.0», долговременного эффекта не дали», – констатирует Каарел Таранд.
Быть родителем – это навык, которому нужно учиться
Перед тем, как занять кресло министра социальной защиты, Кайа Ива руководила детским садом, в котором ей приходилось решать проблемы детей с особыми потребностями. В интервью, данном редактору «Учительской Газеты» Сирье Пярисмаа, чиновник высшего ранга пояснила, что все особые потребности неповторимы и каждому подобному ребёнку нужно «прямо на месте шить костюм по индивидуальному заказу».
По мнению Ива, лишь отыскав гибкие подходы, можно помочь семье, и потому нужно учиться тому, как быть родителем, всячески поддерживая этот статус в обществе.
О том, как государство и органы местного самоуправления собираются помогать справляться социально менее защищённым семьям с финансовыми, поведенческими и психологическими проблемами, читайте в полной версии интервью на эстонском языке.
Наатан Хаамер: «Смерть и скорбь – это спутники всего периода взросления ребёнка»
Одновременно в самом праздничном и для кого-то самом депрессивном месяце уходящего високосного года «Учительская Газета» затронула актуальную, но весьма пикантную тему – нужно ли разговаривать со школьниками о смерти, даже если не произошло ничего трагического, и должна ли тема конечности жизни быть частью школьной программы?
«Разумеется, ребят в школе нужно знакомить и с этой гранью жизни, поскольку вольно или невольно мы все с нею соприкасаемся, – утверждает пастор и участник кризисной программы для детей и молодёжи Наатан Хаамер. – Чем больше мы отдаляем рассмотрение этой темы, тем неожиданнее и болезненнее станет первое соприкосновение с чьей-то смертью. Привыкание к мысли о конечности человеческой жизни, о бренности бытия и смерти – это процесс, и чем раньше он начнётся, тем естественнее он будет протекать. Как и в случае со многими другими темами, развиваясь, ребёнок всё чаще соприкасается с темой смерти, и в конечном итоге у него вырабатывается зрелое к ней отношение».
Когда и почему тема смерти стала табуированной в обществе? Нужны ли т.н. траурные тренинги, дабы помочь, например, родственникам тяжело больного свыкнуться с мыслью о скорой смерти последнего?
Наатан Хаамер полагает, что в отличие от своих предшественников, современные люди не знают даже элементарных вещей, которые помогли бы им не пасть духом в «час икс». Именно поэтому, предлагает он, и хорошо было бы начать говорить о неизбежном не в школьные годы, а уже с самого раннего детства, как только ребёнок научится говорить.
Быстро меняющееся искусство популяризации науки
«Научно-популярная литература – это один из главных проводников, благодаря которому голос науки становится выразительным в области культуры», – точно подметил 15 лет тому назад литературовед Мярт Вяльятага.
В свою очередь, учёный-экономист Тыну Пуу полагает, что культура есть не что иное, как сплетение науки с искусством.
Эбе Пильт и Тармо Соомере, процитировавшие в своей статье вышеназванных авторитетов, пишут о том, что современная наука существенно усложнилась, что и стало причиной проблем, связанных с её популяризацией и применению научных достижений в ежедневной практике.
Знали ли вы, что на популяризацию науки в Эстонии сейчас тратится более 10 миллионов евро в год? Если нет, вам сюда.
В чём смысл Рождества?
Тийна Ваппер пишет о том, как воспитанники детских садов «Рабарюблик» и «Лаулик» ходили зажигать свечи первого адвента в одну из столичных церквей и, пообщавшись там с пастором Ове Сандором в неформальном стиле, открыли для себя смысл празднования Рождества. Не переводя статью дословно, суть её для русскоязычного читателя доходчивее всего можно передать анекдотом:
Мужик в троллейбусе едет и думает:
– Жена – дура, друзья – подонки, жизнь – дерьмо.
За спиной стоит ангел, записывает в блокнот и думает:
– Какие странные желания, а главное – одни и те же каждый день! Но ничего не поделаешь, надо исполнять…
Думать о хорошем призывает пастор Ове Сандер и его детсадовские гости. «Учительская Газета», разумеется, тоже.