Учительская газета, 17 марта 2017
Англоизация эстонского при эстонизации русского?
В основной и гимназической ступени столичной гимназии Куристику преподавание ведётся на английском языке. На нём же подумывают вести какой-либо из предметов уже с первого класса. Редактор «Учительской газеты» Райво Юурак пишет, что за подобным «языковым погружением» скоро могут последовать обвинения особо чувствительных граждан в превращении госязыка в банальный «язык покупки колбасы», а особо саркастичные предложат по команде из Кремля, Брюсселя или Вашингтона перейти в школах сразу на арабский.
Кто же приказал гимназии Куристику перейти на английский язык обучения? Выяснилось, что даже не Таллиннский департамент образования – инициатива на все 100% исходила от самой школы, примером же для подражания стали в том числе русские школы, в которых с успехом используют методику языкового погружения.
По словам директора учебного заведения Райно Либлика, основной целью англоизации является эффективное использование временного ресурса. «Если ребёнок изучает географию, историю и обществоведение на английском языке, то у него как будто на три урока английского больше, в то время как школьный день не растягивается даже на час, – поясняет руководитель. – Таким образом мы придаём своей учебной программе добавочную ценность, используем школьный день ребёнка более эффективно и делаем обучение более привлекательным».
Более того, в ближайшем будущем один из предметов эстонские ребята будут изучать на русском языке. «Мы движемся в сторону двуязычия и даже трёхъязычия – в нашей школе родным языком почти четверти учеников является русский и при владении эстонским, английским и русским они уже сейчас имеют фору на рынке труда, – сказал Либлик. – К примеру, банковскими клерками зачастую являются именно русские молодые люди, поскольку они, как правило, владеют тремя языками».
Райно Либлик подчёркивает, что обучение на английском – всего лишь часть двух крупных интеграционных проектов. В его школе география, история, обществоведение, экономика и медиа сплелись в единое целое, предметники же совместно разработали программу, согласно которой изучение одной дисциплины содействует лучшему освоению другой. Например, на уроках медиаведения затрагиваются как исторические, так и экономические темы, учителя же основательно исследовали возможности межпредметной интеграции и пользуются английским как рабочим языком проекта. В основной же школе есть свой интеграционный проект под названием «Кругосветный путешественник», в котором задействованы специалисты по естествознанию, эстонскому языку, географии и два английских филолога.
По мнению директора гимназии Куристику, инвазия английского языка нисколько не вытесняет язык эстонский, поскольку количество уроков родного языка в его школе не уменьшилось. «Английский не является самоцелью, а средством добывания новых знаний, – утверждает Либлик. – Как показывает мой опыт, знания по предметам не зависят напрямую от языка обучения. Вопрос в общей дееспособности ребёнка, в его мотивированности, а также в поддержке со стороны родителей. Предыдущий тест PISA наглядно продемонстрировал, что более успешными являются часто читающие ребята, у которых дома много книг. Следовательно, больший акцент нужно сделать на чтении».
Что думают об иноязычном обучении и сохранении эстоноязычного образования чиновники и руководители других школ?
Журналист Райво Юурак пишет, что Наталья Мялицина из целевого фонда Innove двумя руками за преподавание в гимназии географии или истории на английском языке. По её словам, в Голландии более чем в ста школах полдня успешно учатся на голландском, а полдня – на английском.
В том, что многоязычное обучение рано или поздно придёт и в эстонские школы, уверена и директор Тартуской Аннелиннаской гимназии Хийе Ассер. «Если в русских школах обучение на эстонском даёт хорошие результаты, то почему в эстонских школах обучение на английском должно быть менее успешным?», – риторически спрашивает она, подчёркивая при этом, что использование в школах английского языка нисколько не должно ослабить позиции родного эстонского.
Руководитель по развитию Открытой школы Иирис Оосалу отмечает тот факт, что пример гимназии Куристику опровергает мнение, будто успешными и новаторскими могут быть только школы для избранных учеников, прошедших «кастинг» в первый или десятый класс. «Небольшим тормозом для наших нововведений и есть стереотип, будто лишь известные сильные школы могут позволить себе обучение по-другому, – полагает Оосалу. – На самом деле такая возможность есть у каждой школы».
Профессор английского языка Таллиннского университета Сулико Лийв считает залогом успешного обучения на иностранном языке профессионализм преподавателей, отличное владение языком самими студентами, а также наличие качественных учебных материалов.
Кандидаты на пост главы ТУ шпаги так и не скрестили
30 марта состоятся выборы нового ректора Тартуского университета. За эту должность будут бороться нынешний глава вуза Волли Калм и декан факультета гуманитарных наук и искусств Маргит Сутроп. Журналист «Учительской газеты» Сирье Пярисмаа пишет, что вопреки ожиданиям прошедшие 9 марта дебаты двух кандидатов не стали событием – соперники обменялись несколькими колкостями, а немногочисленная публика откровенно скучала.
Представляя свою точку зрения относительно дальнейшего развития старейшего вуза страны, возглавляющий его с июля 2012 года Волли Калм подчеркнул, что ТУ входит в четвёрку лучших университетов Центральной и Восточной Европы и для сохранения этого высокого статуса его будущим студентам придётся научиться гибкости и искусству выживания.
«Нынешние студенты пробудут на рынке труда 40-50 лет, мы не в состоянии даже предположить, какие умения им понадобятся лет через 20 и поэтому их следует научить умению переучиваться и быть конкурентоспособными, – сказал Калм. – В Евросоюзе уже сейчас работники меняют свою профессию по восемь раз».
По мнению конкурентки в борьбе за пост ректора ТУ Маргит Сутроп, приоритетом вуза должно стать составление новой стратегии его развития. Кроме того, она призвала пересмотреть целесообразность модели «3+2» Болонского процесса и оценить последствия перехода на бесплатное высшее образование.
Ключом к успешному развитию ТУ является междисциплинарное сотрудничество, а не чрезмерная конкуренция, уверена Сутроп. Она отметила, что студентам и преподавателям не хватает не столько умения выступать, сколько умения слушать выступающих. Пожелав видеть в вузе только счастливых людей, Сутроп пообещала быть ректором всего университета.
Некое подобие конкурентной борьбы размеренному ходу прений придала колкость Калма в адрес соперницы: «Если факультет, по твоему мнению, это трудно управляемый колосс, то как же ты справишься с управлением всего университета?»
Сутроп парировала упрёк утверждением, что управление какой-либо сферой деятельности усложняет учёт разных мнений, а более простым и эффективным делает достижение поставленных целей. «Кстати, наиболее эффективными являются короли, кайзеры и цари, которые даже не пытаются с кем-либо консультироваться – они отдают приказ и смотрят, дошёл ли он до подчинённых, – заявила Сутроп. – Для достижения успеха людей должны объединять цели, что и сложно, поскольку много времени уходит на выслушивание точек зрения и переговоры».
«Мы можем потратить время людей на переговоры, но это не привёт к результату, пока министерство не примет политического решения о концентрации усилий на разделении сфер ответственности», – отреагировал Калм на вопрос конкурентки о том, как по приказу государства избегать дублирования специальностей в различных вузах страны. По его словам, переговоры ТУ на эту тему с ТЛУ, ТТУ и даже Эстонским университетом естественных наук не привели ни к чему.
Государственный контролёр Алар Карис, возглавлявший Тартуский университет с 2007 по 2012 годы, посетовал в ходе дебатов на то, что большинство его сотрудников окончили тот или иной столичный вуз, поскольку учёба в Тарту, по их мнению, дороже, а количество рабочих мест для студентов ограничено.
По мнению Маргит Сутроп, в магистратуре решить эту проблему помог бы переход на цикличное обучение, которое позволило бы студентам свободнее распоряжаться своим временем и, в том числе, работать в родном Таллинне.
По словам же Волли Калма, в Тартуском университете количество студентов из Таллинна и Харьюмаа на протяжении последних четырёх лет постепенно увеличивалось. «Всё больше молодых людей приезжают в Тарту из-за окружающей среды, поэтому мы должны улучшить её как в центре города, так и технологическом городке, – заключил нынешний ректор. – Атмосфера манит сюда, в Мустамяэ такой нет».