Учительская газета, 24 ноября 2017

24. nov. 2017 - Учительская газета, 24 ноября 2017 kommenteerimine on välja lülitatud

КААРЕЛ ТАРАНД: ЗНАТОКИ И ДУРЕХА

Восхищаюсь терпению и настойчивости созванных в конференц-зале Рийгикогу демографов и прочих экспертов, пытавшихся 20 ноября объяснить организатору и ведущей встречи Сирет Котка-Репински, а также ее ближайшим соратникам, что при составлении стратегических документов и формировании политики ученые не могут отталкиваться от заранее предписанных положений, неприкрыто язвит на страницах «Учительской газеты» публицист Каарел Таранд.

Ближе к концу заседания стало понятно, что до ведущей не дошел смысл ни одного критического высказывания, поскольку в беспечном задоре она пообещала продолжить «великое дело» формулирования базовых принципов демографической политики, чтобы уже к февралю преподнести их в качестве подарка по случаю юбилея Эстонской Республики.

В течение полутора часов каждому эксперту дали аж три минуты на выступление, и в каком-то смысле все они были вынуждены сыграть роль педагога. Им раздали сочинение очень ретивой школьницы (или школьников?), которая(-ые) с рвением сложили в один ряд набор слов и понятий, о смысле которых у них самих очевидно не было ни малейшего представления (заимствованные слова звучат ведь шикарно и умно). Кроме того, они положили на бумагу предложения, которые просто кишат внутренними противоречиями. Задачей педагогов было удержаться от желания пристыдить при помощи «двойки» за подобное творчество публично и прямолинейно, ибо вне зависимости от способностей у каждого есть право на образование и каждого нужно прогнать через школу.

Концепция и цель

Вводная часть сочинения состояла из двух частей – концепции и цели. Если с ними что-то не так, то и все остальные слова не будут работать на пользу обществу, скопируй ты предложения хоть из самых умных текстов. Сама же концепция в предложенной редакции звучала так: «Население Эстонии увеличится за счет повышения рождаемости, снижения смертности, сокращения уровня эмиграции и увеличения количества иммигрантов. Плотность населения будет возрастать равномерно по всей территории Эстонии, а также в диаспорах. В Эстонии будут ценить возвращение на родину людей с международным опытом, а также открытость по отношению к иммигрантам других национальностей. Общество станет сплоченным, а представители разных культур отлично интегрируются в него. Эстонское общество станет экологически чистым, зажиточным, творческим и счастливым».

Речь идет о годах с 2018 по 2035. К концу этого периода вышеописанная нирвана, значит, и должна воцарить на нашей земле. Эксперты изрешетили как каждое предложение и слово концепции, так и следовавший за ней абзац, в котором была предпринята попытка сформулировать цель демографической политики. По представлению некоторых лиц, мнящих себя пожизненными политиками, «вершить политику» и принадлежать к политическому классу и есть самоцель, а не средство или инструмент для достижения чего-то полезного для всех.

Что же не так с концепцией, которая на вид кажется благородной и складной? Во-первых, кто хоть сколько-нибудь представляет себе меры времени демографических процессов, тот не надеется на рост численности населения, поскольку ни один из реалистичных демографических прогнозов, составленных учеными на ближайшие десятилетия, не предполагает общего увеличения численности населения. С таким же успехом можно было бы написать, что к 2035 году Эстония станет Царствием Божием, климат в котором будет тропическим.

Рост числа родившихся детей на одну взрослую женщину возможен, однако поскольку последующий после восстановления Эстонией своей независимости демографический спад привел к существенному уменьшению количества женщин детородного возраста, то нет ни малейшего основания надеяться на увеличение в ближайшем будущем рождаемости до уровня 1980-х годов. Снижение же смертности – задача еще более сложная, если, конечно, Центристская партия не вывела формулу эликсира бессмертия. Кто ознакомился с опубликованным весной отчетом о человеческом развитии, посвященном проблеме миграции в мире (все парламентарии получили по экземпляру для проработки), тот должен быть в курсе тенденций миграционных процессов в Эстонии и других странах. Эксперты указали на то, что политика неограниченного роста иммиграции ради увеличения общего числа населения вступила бы в прямое противоречие с ценностями, прописанными в преамбуле к Конституции ЭР.

Несделанная домашняя работа

Во втором предложении повествование становится еще более нелепым. Ежели увеличение численности населения должно происходить «равномерно по всей территории», то разве на всех болотах-трясинах да незаселенных островах и островках тоже? Или еще и в непригодных для жизни и загнивающих поселках городского типа на северо-востоке Эстонии? Тот, кто сформулировал эту концепцию, видать, ничего не слышал о свободном передвижении людей, урбанизации и пр. Нужно достигнуть гениальности уровня барона Мюнхгаузена, чтобы суметь вернуть на родину покинувших ее, а также одновременно увеличить число эстонцев за рубежом, т.е. в диаспорах.

Немного расплывчатой является и градация покинувших родину. Если существуют реэмигранты «с международным опытом», чье возвращение будут «ценить» (очевидно, суля им деньги и прочие блага), то за рубежом неизбежно имеются и те, кому посчастливилось избежать получения международного опыта. Например, они годами монашествовали в пустыне. Таких, однако, родина обратно не ждет.

Комментируя два последних предложения концепции, эксперты отметили, что иммигранты в них овеществлены, невозможно понять, что подразумевается под экологической чистотой и что это все-таки за культура такая, которая состоит из «различных культур»?! С учетом того, что в какой-то из дней нового года документ должен вступить в законную силу (по всей вероятности, решением парламента), было бы чудесно ознакомиться и с легальным определением «счастливого человека» в нем.

Можно ли вообще построить что-то на кривом или почти несуществующем фундаменте? Вряд ли, особенно если «Мы работаем!», как не раз звучало из уст Сирет Котка-Репински и советника премьер-министра. Экспертам придется заново переписать все сочинение, но они ведь уже годами выдают на гора длинные и ясные тексты, базирующиеся на знаниях и науке. Выходит, что зря они старались, поскольку ретивые ученики на домашку-то болт забили. Да таких вообще к экзаменам допускать нельзя!

*****

О ТИПАХ ПРЕЗИДЕНТОВ: И ТОГДА ВСТАЛА ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ

Все мы люди. Хорошая еда, теплая комната и затянувшиеся допоздна вчерашние разговоры – всему этому требуется время. Вот и канцлер Германии, долго боровшаяся со сном на «цифровом саммите» в Таллинне, в конце концов сдалась и задремала. Папа Франциск признался, что и он засыпал во время молитв. Перед лицом природы все капитулируют, пишет в «Учительской газете» бывшая учительница Маре Россманн.

То, что владение аудиторией зависит от выступающего, истина элементарная. У хорошего учителя имеется набор инструментов с комбинацией приемов, как вести себя в соответствующей ситуации и достойно из нее выходить.

Недавно в «Учительской газете» писали про типы учителей. Это было чтиво в стиле «экшен». Чувство юмора у педагогов никуда не исчезло и прямо-таки зашкаливает. Один из типов учителей назывался Черная смерть.

В советские времена на одном из педсоветов молодая учительница посетовала на то, что ученики не слушаются ее на уроке, а некоторые и вовсе засыпают. И тогда встала Черная смерть: «Юная коллега, объясните мне, как это возможно, что ученики не слушаются, а некоторые даже посапывают?». «Я не знаю, – ответила та сквозь слезы, – но это так». «Дайте мне координаты этих гигантов мысли, я с ними немного пообщаюсь, а потом поговорим», – подытожила Черная смерть.

Мало тех учителей, которые могут сказать, что на их уроках никто не дремал. Однажды я заметила, как один юноша борется со сном и в итоге терпит фиаско. Девчонки уже похихикивали в ладошки, у меня же не было рецепта, как правильно реагировать. Тогда я вспомнила один шлягер, решила рискнуть и громко запела: «Что делать, если клонит в сон, а петухи не прогоняют дрему вон?». Парень проснулся. «Не помешала?», – спросила я. «Конечно, нет, – ответил он. – Говорите дальше, я все слышу, это мой способ сосредоточиться». Особой пикантности положению придавало то обстоятельство, что в то время директором 1-й Раквереской средней школы был Эрвин Кукк.

Когда я наблюдаю за выступающими в нашем публичном пространстве, то у них явно были одни и те же наставники: вне зависимости от содержания, все одинаково машут руками и странно гримасничают. Привлекает же всегда то, что тебя отличает от других, когда ты тот, кто ты есть.

Наверняка и вы были свидетелями того, как во время лекции выступающий ничего не делает, внешность у него скромна и даже физический недостаток может иметься, но когда он начинает говорить, все это теряет какое-либо значение. Его чары действуют на тебя от первого слова до последнего. Я сама хоть и не употребляла наркотики, но понимаю, что ни один из них не в состоянии вызвать тех чувств, которые в одном человеке может вызвать только другой. В случае с презентациями в PowerPoint информацию хоть и можно передать при помощи цифровой техники, но у нас не сложится представления о личности выступающего, к тому же, мы не сможем насладиться стилистикой его доклада.

Что касается «упаковки», то она всегда должна подчеркивать содержание, а не переигрывать его. Говорят же, что если хочешь, чтобы тебя воспринимали как объект, то оденься поярче, а если как субъект, то лучше этого не делать.

Я сама не засыпала ни на одной лекции. По-моему, подобное поведение унизительно для выступающего. Если тема не интересна и выступление скучно, я думаю о своем и позволяю разгуляться своему воображению. Тем же, кому предстоит сидеть и слушать лекции, дам простой совет – идите пораньше спать.

*****

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ?

Если вы заметили, что некогда веселый коллега стал раздражаться по пустякам и перестал понимать шутки, если он постоянно выглядит уставшим и склонен резко отвечать, то это может свидетельствовать о приближающемся профессиональном выгорании. Как его избежать? Об этом в интервью «Учительской газете» поведала Астра Шульц, лектор по школьной психологии Тартуского университета.

Насколько серьезна проблема профессионального выгорания учителей?

По данным из разных источников, по сравнению со среднестатистическими жителями Эстонии, вероятность впадения педагогов в депрессию в два-три раза выше, так что количество страдающих от нее может доходить до 10-15%. Оглядываясь на свое прошлое, почти каждый учитель мог бы сказать, что на каком-то этапе своей карьеры он чувствовал эмоциональное выгорание.

Как распознать выгорание? Каковы его основные симптомы?

Почувствовать выгорание нелегко, поскольку оно подкрадывается незаметно. Поэтому как самому, так и коллегам тяжело зафиксировать момент возникновения этого состояния. Легче понять, когда оно уже настало. Однако нашей целью является ведь профилактика.

Существует три признака выгорания. Первый – ты больше не чувствуешь, что хорошо справляешься со своей работой. Хочешь работать с большой отдачей, однако тебя не покидает чувство, будто дела не продвигаются дальше, а достижения не соответствуют ожидаемому уровню. При этом, глядя объективно со стороны, может казаться, что все ладится и человек сворачивает горы. Второй признак – это чувство усталости от людей, с которыми работаешь, за которых отвечаешь и которые от тебя зависят. Ты больше не рад сотрудничеству с ними. Возникает деперсонализация, такое странное ощущение, будто они все не самостоятельные личности, у которых своя жизнь и свои проблемы, а «кусок работы», который нужно выполнить. Третьим признаком является эмоциональная истощенность. Общий эмоциональный фон может оказаться слишком интенсивным, ты разом устаешь от всех чувств. Или же ты не испытываешь больше радости и удовлетворения, пребывая в плену негативных эмоций. Ты склонен быть мрачным, грустным и упрямым. В какой-то момент все чувства могут разом стать плоскими, и ты вообще перестаешь что-либо чувствовать.

Каковы предпосылки профессионального выгорания?

Одной из таковых является наличие желания выполнять свою работу на отлично, с душой, сердцем, большой отдачей. Учителя в основном и есть такие, потому они и относятся к группе риска. Зачастую выгоранию сопутствует усталость. Учителя перегружены. В течение последних четырех лет зарплата педагогов была выше средней по стране. Единственной загвоздкой является то, что помимо ежемесячного дохода она включает в себя еще и дополнительные обязанности, которые увеличивают рабочую нагрузку. Сейчас она составляет не 35 часов в неделю, как предусматривает профессиональный стандарт, а больше.

И если в школе происходят существенные организационные изменения, то это тоже временно увеличивает рабочую нагрузку. Начинает казаться, что и не будет времени на спокойное преподавание и размышления о том, как разумнее всего объяснять свой предмет и сосредоточиться на развитии социальных навыков учеников. Я еще не слышала, чтобы какой-нибудь учитель сказал: ну и рутина, хотелось бы разнообразия! Все это выматывает. Вымотанный человек находится в группе риска, у него может возникнуть хронический стресс и он может выгореть.

То есть ленивым и бездельникам выгорание не грозит?

Наверно, нет. Тогда тебя и не интересует то, чем ты занимаешься. Ты даже не пытаешься делать все на отлично. Быть может, увиливаешь от рабочих обязанностей и таким образом сохраняешься.

Приведите примеры того, как вычислить выгорающего коллегу.

Если учитель чувствует, что у него ничего не получается, то иногда он делится этим с коллегой. Но не всегда, потому что принято считать – учитель хорош тогда, когда он самостоятельно и успешно справляется со своей работой. По этой причине коллегам и не рассказывают, что что-то не получается.

Тем не менее, в учительской можно заметить, как в самочувствии или настроении коллеги произошла перемена. Еще вчера он мог быть веселым или нейтральным, однако в последний раз он стал легко раздражаться. При нем больше нельзя шутить, потому как он остро реагирует. Он выглядит уставшим уже по приходу утром на работу и не приходит в себя в течение дня. Перемена в настроении бросается в глаза. Если же это продолжается уже пару лет, то мы уже и не вспоминаем, что когда-то наш коллега был вполне себе веселым человеком.

Какой из вариантов лучше: сразу рассказывать о случившемся или держать все при себе?

Пар нужно выпускать, потому как сдерживание сильного чувства отнимает энергию, которая понадобилась бы на другое. Вопрос даже не в том, носить ли все в себе или выпускать пар. Когда мы рассказываем о том, как какой-то школьник набедокурил, скорее важно предпринимать шаги для исправления ситуации. Сложные ситуации не должны оставаться без решения или даже ухудшаться. В конечном итоге так и в хронический стресс впасть можно.

Как долго длится выгорание и проходит ли оно само?

На выгорание уходит много времени. Утверждается, что в среднем до двух лет. Состояние незаметно становится все хуже и хуже. Когда наступает момент, при котором все три вышеописанных признака налицо, то на выход из такого состояния уходит столько же времени. Иногда требуется помощь извне. Одному же разобраться тяжело, поскольку самому тяжело распознать и поменять шаблоны мышления. Мы ведь привыкли к собственным мыслям. Было бы хорошо, чтобы кто-то помог и разъяснил. Стоит найти себе психолога для обсуждения проблем. Выгорание и депрессия очень схожи. Выгорание иногда называют вытекающей из сложившейся ситуации депрессией. Может случиться, что понадобится даже медикаментозное лечение. Когда химия головного мозга восстановится, будет легче поменять свой образ мышления и поведение.

Как самому отличить депрессию от выгорания?

Быть может, этого и не стоит делать. Диагностика – удел врачей. Лакмусовой бумажкой является то, что депрессия может быть беспричинной, она может настигнуть без всякого повода. У выгорания, как правило, есть причина – долгое время окружение было по отношению к вам слишком требовательным.

Важно не переоценивать, но и недооценивать степень тяжести своего состояния. Если человек устал, то вместо лечения ему нужно дать отдохнуть. Если же я устал, то не должен сразу думать, что выгорел.

Стоило бы тогда начать с психолога, а не сразу бежать к психиатру?

Начать можно было бы с семейного врача, который может предложить терапию и который сотрудничает с психологом. Для восстановления душевного здоровья семейный врач может и лекарство прописать, а если нужно, то и к специалисту направить.

Что руководство школы может сделать для предотвращения выгорания учителей?

Очень даже много чего. К новоиспеченному учителю важно сразу же приставить ментора, который помог бы влиться в коллектив. Исследования свидетельствуют о том, что когда руководство оказывает поддержку новичкам, то те с большей вероятностью останутся в школе.

Также руководителям было бы разумно организовать работу учителей так, чтобы те смогли в течение рабочего дня обсудить с коллегами новые профессиональные тенденции, поведение учеников и методы руководства классом. Когда имеется возможность делиться опытом, то и выгорающих меньше.

Руководство должно также распределять трудовые обязанности. Хотя бы решать, как во время периода простудных заболеваний организовать замены.

А что можно сделать на уровне министерства?

Очень хорошо, что в День учителя проходят большие мероприятия в честь педагогов, и что по всей Эстонии чествуют хороших учителей. Внутри школы можно было бы также найти в каждом учителе нечто, что достойно признания. Педагог стоит перед классом совершенно один. Важно, чтобы он знал – меня замечают и меня ценят.