Учительская газета, 29 сентября 2017

29. sept. 2017 - Учительская газета, 29 сентября 2017 kommenteerimine on välja lülitatud

Каарел Таранд: леворадикалы в спортивных баталиях

С целью расслабиться после напряжённого законотворчества народные представители на Тоомпеа заказывают себе в среднем дважды в год минутки радости и веселья. В гости к ним приходит актёр, и происходит то, что по законам жанра происходит уже с незапамятных времён – он надевает на себя маску то грусти, то веселья. Заключительным же аккордом заботливых наставлений в финале осенней сессии становится шоу Деда Мороза в исполнении всамделишного комика или клоуна-любителя, пишет на страницах «Учительской газеты» публицист Каарел Таранд.

Последним трибуном, выступившим в минувший четверг перед парламентариями со своим моноспектаклем, стал Яак Принтс. Причём, сделал он это с помощью вводящей в заблуждение темы выступления «Опасности и вызовы для демократии в Эстонии», в то время как на повестке дня стояло «Обсуждение важнейших вопросов государственной важности». Согласно действующему распорядку сие мероприятие было включено в повестку дня социал-демократами, которые были заинтересованы не в обсуждении якобы насущной проблемы, сформулированной ими же самими, а в использовании зала заседаний Рийгикогу сугубо для предвыборного самопиара.

Поскольку это намерение было шито белыми нитками, в содержательном обсуждении не были заинтересованы в том числе и коллеги соцдемов из других фракций, и потому т.н. дискуссия была запрограммирована на выход из-под контроля ещё до её начала. Актёра, самого по себе безобидного, списали уже к обеду как бессмысленную издержку политической борьбы. В отличие от своей коллеги Мари-Лийз Лилль, добравшейся до трибуны четыре года назад с этюдом «Найди несоответствия на картинке», Яаку Принцу не удалось войти в историю даже при помощи расхожего афоризма.

Ещё со времён пробуждения народного самосознания укрепились миф и практика, будто в Эстонии актёр помимо профессиональных обязанностей выполняет ещё и некую социально-политическую роль. Он де моральный маяк, глашатай истины, ум, честь и совесть общества. Это в каком-то смысле неизбежно, так как согласно давно установленной мировой традиции увещевание и наставление на путь истинный светского и распущенного народа является неотъемлемой прерогативой отцов церкви. Однако в нашей стране попы настолько склонны пресмыкаться перед государством, что ждать от них хлёстких выражений бессмысленно. Потому актёры и отдуваются за них, что политикам очень даже по душе, ибо выступления лицедеев – всё равно что продажа индульгенций.

После того, как актёр взял слово да и пропесочил членов всех партий, остальные соловьи должны прикрыть свои клювы, поскольку выдать столь же красивую трель они ведь не в состоянии. Искупай грехи два раза в год по 15 минут, а в остальное время ты волен делать гадости, на какие только сподобишься. Другими словами, регулярно отчитывающий государственных мужей служитель Мельпомены является исконной отличительной особенностью эстонской демократии. К сожалению, в парламенте дело не дошло до обсуждения того, является ли это своеобразие скорее вызовом или опасностью. В любом случае, грехи были отпущены всем парламентариям, которые остались довольны рабочим днём, наполненным исключительно пустопорожним трёпом.

Остались ли довольны своей инициативой её авторы – вопрос отдельный. Как подспудно выяснилось из неподготовленного и хаотичного выступления не по теме главного оратора дня Марью Лауристин, где-то существует хорошая и истинная демократия, гарантом которой служат верные решения избирателей. Избиратели – они же овцы – зачастую даже не доходят до принятия верных решений. Не только в Эстонии, но и во всей Европе есть много граждан, которые отдадут на выборах свой голос за «экстремистов», вместо того чтобы обеспечить Европе безопасное будущее голосованием за «классические фракции», способные «рассуждать спокойно, на уровне содержания». По мнению Лауристин, эти граждане «знают о политике немного и ею не интересуются», они легко используемы и склонны паниковать – словом, голосуют неправильно. Силы зла, естественно, не дремлют и провоцируют «волну тёмных эмоций».

Если бы кто-то поставил перед Марью Лауристин зеркало, быть может, она бы заметила, что ведя речь об «экстремистах», она в основном говорит о своей группировке, т.е. о социал-демократах. «Если есть центр, то есть и крайности», – поведала она. Крайности выбирают люди, которые «принципиально настроены ненавидеть что бы то ни было». Так как в эстонской политике по-прежнему фетишизируется центр (даже несмотря на бесполезность и несовременность этого), то следует посмотреть, кто же расположился слева и справа от центра?! И, сюрприз-сюрприз, самой левацкой, то бишь крайней (читай экстремистской) силой оказываются именно соцдемы.

Если Лауристин вознамерилась отрезать от другого края шкалы считающихся экстремистами экресцев, то для сохранения баланса равно такой же кусок пришлось бы выбить из-под ног у неё самой. При таком подходе в речи психолога Лауристин можно усмотреть определённую суицидальность. Ещё 10-15 лет тому назад эстонские социал-демократы считались в Европе одними из самых праворадикальных. Поскольку в центре было слишком тесно, то приходилось шаг за шагом отступать к краю, тем более что там царила пустота – бывшие коммунисты разбежались ведь по всем эстонским партиям, так и не создав независимой леворадикальной силы.

И ещё одно крошечное обстоятельство. Членами эстонских партий являются порядка 60 тысяч человек, и традиционно принято говорить о партиях как о массовых организациях, «народных образованиях». Общепринятым считается, что молодёжь радикальна, а старики консервативны. Возрастной срез же эстонский партий наглядно демонстрирует, что самыми старыми являются именно экресцы (28% членов партии – это люди старше 70 лет) и что даже в электронном государстве экстремизм не есть то, что кормит хрычей. Старше среднего показателя по Эстонии (17 процентам совершеннолетних людей более 70 лет) являются также члены Центристской партии (24%) и СДПЭ (18%). Радикализма, экстремизма следовало бы ждать скорее от Партии реформ, доля пожилых людей в которой составляет лишь 7%. Однако полюбуйтесь, они удобно и безопасно расположились в центре, и теория политики словно перестаёт действовать.

То, что демократическое устройство общества нужно развивать дальше, ясно как день. Однако это невозможно делать так, как предлагают соцдемы, которые по сути задали вопрос лишь себе: сброситься ли коллективно со скалы, дабы освободить общество от ужасного леворадикализма, или же жить самостоятельно, воздерживаясь при этом от вмешательства в жизнь других?! Когда этот орешек будет расколот, можно будет позвать в парламент очередного актёришку.

*****

А не выучить ли нам эстонский «на троих»?!

Ещё в этом году трём столичным русским школам выделят дополнительные треть миллиона евро на более эффективное изучение эстонского языка, сообщает Райво Юурак на страницах «Учительской газеты».

26 сентября министр науки и образования Майлис Репс и вице-мэр Таллинна Михаил Кылварт подписали пилотный проект, согласно которому Ласнамяэской гимназии, Линнамяэскому Русскому лицею и Кесклиннаской гимназии будет выделено по 100 000 евро каждой школе на повышение эффективности преподавания эстонского языка. На пилотную программу следующего года предусмотрено ещё по 250 тысяч для каждой из трёх школ, а также дополнительные 250 000 евро на финансирование совместных проектов.

Средства предусмотрены на проведение командных тренингов для учителей, в т.ч. и на изучение части предметов на эстонском языке по методике интегрированного обучения, на использование инфотехнологических средств на уроках эстонского языка и приобретение новых учебных материалов, на преподавание языка в более маленьких группах, организацию внешкольной деятельности и кружки по интересам, на изучение языка на предметах, преподаваемых на русском языке, а также создание эстоноязычной среды обучения, на посещение эстонских госучреждений, работу дискуссионных и туристических клубов, на проведение языковых лагерей и учебных дней эстонского языка, на обмен учениками и экскурсии по другим регионам страны, на тестирование уровня владения эстонским языком, привлечение к сотрудничеству родителей и пр. Пилотная программа под названием «Выучим эстонский язык!» стартует нынешней осенью и продлится ещё шесть лет, то есть до весны 2023 года.

Новая модель изучения эстонского языка

Все три школы изъявили желание достигнуть к концу девятого класса уровня владения эстонским на категорию В2, а к окончании гимназии – категории С1. Согласно закону выпускники русскоязычных основных школ должны сдать экзамен по эстонскому на категорию В1, а гимназий – на В2.

Министр образования и науки Майлис Репс подчеркнула, что, в отличие от языкового погружения, приоритетами пилотного проекта станут, прежде всего, внешкольные виды деятельности на эстонском языке и занятия по интересам, привлечение молодёжи к общению на госязыке, походы по музеям на эстонском языке, а также проведение на эстонском лагерей и уличных уроков.

Языковое погружение является популярной методикой, взятой на вооружение во многих русскоязычных школах, пояснила Репс. В Таллинне нет ни одной русской школы, где бы в основной ступени какой-нибудь из предметов не преподавался на эстонском языке. И это при том, что в основной школе этого делать не обязательно. К сожалению, есть и такие родители, которые настроены против языкового погружения. Именно по этой причине их детям и нужна возможность применения языка на практике, что пилотный проект и гарантирует.

Соотношение 60:40 останется

Речь идёт о совместном проекте министерства, города и Таллиннского университета по поддержке инициативы трёх школ продемонстрировать результаты преподавания эстонского языка намного лучше, чем средние по стране. Предпринимается попытка совместной выработки новой модели более эффективного преподавания госязыка с целью предложить её тем школам, которые не соизволили присоединиться к проекту с самого начала.

Министр Репс отметила, что согласно пилотной программе преподавание 60% предметов в гимназической ступени будет по-прежнему происходить на эстонском языке. В фокусе проекта будут, прежде всего, седьмые классы, начиная с которых эффективность преподавания языка будет увеличиваться вплоть до окончания гимназии. Если ученики нынешних седьмых классов будут очень хорошо владеть эстонским по окончании девятого класса, то можно будет подумать и над тем, может ли столь успешная школа сама решать, в каком объёме ей преподавать предметы на госязыке. К тому же, обязательно нужно, чтобы эстонское общество верило, что три школы приложат максимальные усилия при обучении эстонскому языку.

Новые учебные материалы

Руководители школ подчеркнули, что их учебные заведения уже приложили усилия к повышению эффективности преподавания эстонского. По словам директора Кесклиннаской гимназии Сергея Теплова, в начальных классах его школы часть предметов изучается на эстонском, а начиная с пятого класса обучение ведётся на русском, эстонском и английском языках. Например, природоведение ведётся на английском. Два года назад по желанию родителей началось также преподавание финского языка, поскольку в столице его знание также необходимо. Теплов пояснил, что помимо прочего пилотный проект нужен его школе в том числе и для разработки более качественных учебных материалов по эстонскому языку, поскольку некоторым ныне используемым учебникам уже пара десятков лет. Директор надеется, что проект поможет наладить больше контактов с эстонскими школами.

По словам руководителя Ласнамяэской гимназии Андрея Канте, его школа одна из тех, в которой языковое погружение не особо популярно. Например, из четырёх седьмых классов погружение есть лишь в одном. К тому же, в начальных классах один предмет преподаётся на эстонском языке. Повышенного спроса на эстоноязычное обучение в школе нет, вследствие чего и приходится искать новые пути для погружения в госязык. Родители заинтересованы в дополнительных уроках эстонского, однако возможности школы ограничены из-за плотного расписания. В гимназической ступени есть также возможность изучать финский язык, что содействует изучению эстонского.

Вице-мер Таллинна Михаил Кылварт подчеркнул, что результатов можно добиться при наличии сотрудничества и дискуссий. Плодотворное сотрудничество Министерство образования и муниципалитета подтверждается недавним подписанием пилотного проекта, однако город обсуждал с государством в том числе и тему школьной сети, а также вопросы, связанные с обучением детей с особыми потребностями. Кылварт выразил надежду на то, что три школы сумеют наладить сотрудничество в рамках пилотного проекта «Выучим эстонский!», достигнув в конечном счёте синергии.

*****

Зажрались городские, ой, зажрались!

Министерство социальных дел отправило на согласование проект Закона о здоровье народонаселения, вступление которого в силу приведёт к запрету с 2019 года продажи в школьных буфетах высококалорийной пищи с низкой питательной ценностью. Редактор «Учительской газеты» Сирье Пярисмаа посетила несколько школьных столовых, в которых узнала о поразительной разборчивости одних юных созданий и не менее удивительной всеядности других.

По мнению восьмиклассников и девятиклассников Тартуской школы Варику, больше всего им нравятся «мясные» дни. Их рейтинг блюд возглавляют макароны и жаркое, «в которых много мяса». Ещё им по душе блины, но их готовят редко. От супов они не в восторге, особенно от рыбного. В рыбные дни всё остаётся нетронутым, а «буфет делает большую кассу».

Если девочки наедаются в столовой и не хотят тратить свои деньги в буфете, то голодным парням, как правило, тяжело дотянуть до пятой перемены. По этой причине они покупают в буфете, к примеру, пиццу, бананы, яблоки или киви.

«В буфете могли бы продаваться и фруктовые салаты в коробках на вынос, – мечтают они. – Раньше они и продавались, но в стеклянной чашке, с которой на четвёртый этаж ведь не пойдёшь. В буфете могли бы также продаваться полезные для здоровья закуски, которые можно было бы брать с собой».

Комментируя намерение государства ограничить ассортимент школьных буфетов, ученики в один голос сказали, что когда не смогут купить в буфете то, что им по сердцу, им придётся бегать в магазин через дорогу и по возвращении разносить грязь по школе. В столовке профтехучилища, что напротив школы Варику, булочки неимоверно дешёвые, утверждают школьники. Время от времени они туда захаживают.

«Иногда детям и вправду хочется шоколада или булочек, а государство должно скорее заставить ребят двигаться и заниматься спортом, – считают учащиеся. – Вместо ограничений в питании нужно сделать больше уроков физкультуры. Когда тренируешься, то можно кушать всё, что хочется. Буфет нужен в том числе и вегетарианцам, которые не едят мясных блюд».

«Когда я сравниваю свои классы за все годы работы, то понимаю, что современные дети питаются довольно-таки сознательно, – говорит учительница и завуч по начальным классам Тартуской частной школы (TERA) Карен Кяртманн. – Здоровое питание является в школе сквозной темой с самого первого класса. Некоторых учеников просвещают уже дома, да и в школе правила весьма даже чёткие».

К примеру, с учениками младших классов удалось договориться о том, чтобы на переменах они в буфете ничего не покупали – только после уроков. Старшеклассникам же покупки в буфете позволены. На видном месте жаркое, суп, салат, ржаные кармашки, рулеты из лаваша и булочки. Конфеты и шоколадки спрятаны в корзиночках. Из напитков можно купить воду, соки, холодный чай и коктейли.

«Во избежание эмоциональных покупок мы попросили спрятать сладости в корзиночках, – пояснила Кяртманн. – Считаю, что ассортимент буфетов можно ограничить. Мы провели со столовой много переговоров и, к счастью,  «химические конфеты» были убраны. То, что продаётся сейчас, могло бы остаться и в будущем. Небольшая премия – шоколадки, печенки, солёные орешки – могли бы быть. В то же время этот ассортимент мог бы быть доступен всем после уроков».

В Тартуской частной школе ежедневно во время перемен детям предлагают бесплатные фрукты, молоко и хлеб. «Ребята с удовольствием жуют между уроками хлеб, капусту или морковку, – добавляет Кяртманн. – Мы договорились, что нездоровая пища и сладкие лимонады не имеют со школой ничего общего».

По мнению двенадцатиклассников из Тартуской гимназии Кристьяна Яака Петерсона, в гимназической ступени проблем с питанием нет, поскольку все знают, что едят. Чаще всего проблемы возникают у учащихся основной школы.

Ученица Карина покупает в буфете, как правило, шницель, не прикасаясь к еде из столовой – она ей не по вкусу. «Ем только конкретную еду», – подтверждает она.

Линда и Эдит питаются наоборот в столовой, но напрочь исключают из своего меню рыбу.

В любом случае, молодёжь единодушна в том, что запрещать какую-либо еду нельзя. Если, к примеру, кто-то не ест рыбу, то его нельзя заставлять её есть. Должна оставаться возможность решать самому, и если в школе чего-то не продают, то во время длинной перемены всегда можно сбегать в магазин и купить то, что хочется.

Тем не менее, гимназист Фрэд предложил перестать продавать по всей Эстонии кока-колу, которую покупают в огромном количестве и которая после её длительного употребления и впрямь портит здоровье. По его мнению, нужно вообще ограничить доступ ко всем прохладительным напиткам.

Фору всем в здоровом питании даёт деревня. Как и в большинстве сельских школ, в Вастсе-Куустеской тоже нет буфета, и потому все кушают в столовой. Повар готовит очень полезные блюда, привычное поедание которых дало результат – дети стали с удовольствием есть даже рыбу. Рядом со школой есть магазин, в который раньше двух часов дня ходить нельзя.

В Палупераской же основной школе нет ни буфета, ни магазинчика по соседству. Зато там работает признанная лучшим школьным поваром Эстонии Леэло Реха. Дети кушают все вместе на одной перемене, причём с аппетитом и абсолютно всё. По вкусу, конечно же, домашние блюда – макароны по-флотски, суп с фрикадельками и подлива из фарша –, но и другими супами никто не брезгует.

«Да вот позавчера как раз был рыбно-рисовый суп, – рассуждает Реха. – Едят-таки! Я не готовлю пищу для выброса в помойку. Не слыхала, чтобы кто-то желал большего, но если бы у нас появился буфет, то кто знает – быть может, ребята и сидели б на нём верхом».