Возражение: система образования на проектной основе не может устойчиво развиваться

22. veebr. 2019 - Возражение: система образования на проектной основе не может устойчиво развиваться kommenteerimine on välja lülitatud

Aare Külaots.

Скоро Пайкузеская основная школа будет отмечать своё 30-летие, пишет её директор Ааре Кюлаотс. Ему приятно осознавать, что среди её выпускников есть работники образования со степенью магистра и что Хелен Хирсник следит за успехами своей бывшей школы. Он согласен с ней, что и мир быстро меняется, и школа тоже. По его словам, не осталась в стороне от перемен и школа в Пайкузе, но если Хелен когда и видела на полу в кабинете её директора горох, то сейчас его там уже точно нет.

Важнее всего определиться с направлением развития. У общества отсутствует чёткое и единое представление о том, куда идти. Остаётся только удивляться «находчивости» новаторов от образования. В Эстонии проектная деятельность в чести. Сдаётся мне, что вся сфера образования тоже пропитана верой в проекты. Каюсь – будучи директором, я не всегда успеваю ознакомиться со всеми предложениями о сотрудничестве, которые плюхаются в мой почтовый ящик. У нас есть «Школа, свободная от травли школа», «Интересная школа», «Школа, призывающая двигаться» и т.д. Все эти начинания своеобразны, однако нужно отдавать себе отчёт в том, что система образования, которая базируется на проектной основе, не может быть жизнеспособной.

Может показаться, что предложенная мной идея о создании классов А и классов Б (см. «Как защитить ученика?», УГ 01.02.2019) высмеивает труд педагогов. В то же время, должно быть несложно понять, что за ней скрывается озабоченность переменами, происходящими в нашей системе образования, а также учителями, которые должны претворять эти перемены в жизнь.

Наверно, Хелен не дочитала мою статью до конца… Я тоже хочу, чтобы всему школьному персоналу доставалось много радости. Одной из предпосылок для радости является предоставление всем возможности обучать и учиться в соответствии со своими способностями.

Не желая обидеть кого-либо из опорных специалистов, могу с уверенностью сказать, что ни продолжительные беседы с социальными педагогами, ни тесты «Первопроходца» („Rajaleidja“) не способны раскрыть скрытые таланты учеников. Зато это способен сделать учитель в ходе непосредственного общения со своими подопечными. Речь идёт не только о тех учащихся, которые мешают (не без причины, конечно же) педагогам вести урок. В третью ступень основной школы попадает большое количество ребят, которые несмотря оказание им всего набора  «опорных услуг», не справляются с учёбой и несчастны оттого, что находятся в неправильном месте. В классе А они были бы очень счастливы.

Проблемы, связанные с неподъёмностью школьных ранцев, контрольными работам и временем начала учёбы, конечно же, имеются, однако это лишь надводная часть айсберга. Школа придумана для учеников, но центральное место в ней занимает опорное лицо под названием «учитель», имеющее своё собственное лицо. Хорошей школе требуются хорошие учителя. Есть ли у руководителей проектов представление о том, откуда берутся хорошие учителя?

Одним из волшебных слов, помогающих выжить в современной школе, является «забота». Это внутришкольный ресурс. Иногда директору может не хватить средств для осовременивания школьной среды и выплаты достойной зарплаты опорным специалистам. Тем не менее, он всегда может позаботиться о своих сотрудниках. Учителя же могут позаботиться о своих учениках, коллегах, а также о… директоре. Для этого не нужно ни денег, ни министерских постановлений, а одна только эмпатия.