Может ли в школе из беркута получиться хороший тренер по плаванию?

22. veebr. 2019 - Может ли в школе из беркута получиться хороший тренер по плаванию? kommenteerimine on välja lülitatud

Tõnu Ploompuu.

Учатся не только в школе, считает лектор по ботанике и микологии из Таллиннского университета, а также член Свободной партии Тыну Плоомпуу. По его мнению, стремление учиться формировалось на протяжении миллионов лет без каких-либо походов в школу. Оно является органической составляющей человеческого существования, и потому необходимо воссоздать внешкольную учебную среду.

Есть три источника образования: дом, компания и школа. Начинается оно, конечно же, дома. Дома учатся не под чьим-то целенаправленным диктатом, а в ходе совместного времяпровождения, ежедневного общения и дискуссий.

Атмосферу учёбы в доме создают в том числе приходящие в гости дяди и тёти. Обучение происходит также во время встречных визитов к ним. Можно, конечно, попробовать и дома играть роль школьного учителя, начав обучать целенаправленно. Другими словами, получаемое дома образование персонифицировано. Это создание фундамента для жизни, самих людей и человеческого существования.

В своей башне из слоновой кости

Столь же древним является и образование, получаемое в компании. Компания – это общество людей со сходной информационной структурой, в котором происходит передача ценностных установок на соответствующем возрасту уровне усвоения информации. К тому же, в компании можно научиться искусству общения. Важно то, что в силу своего возраста общение происходит с людьми немного моложе и/или старше себя. Происходит интенсивное взаимное обучение тому, что, как и где делать.

Это мощный и способствующий креативности процесс социализации, при котором приходится демократично считаться с себе подобными и быть с ними на равных. Компанейское образование – это также построенный в кустах шалаш или выкопанный на пригорке бункер. Их не заменит ни отличный интерьер или экстерьер школы, ни изучение основ техники на кружке по интересам или в общеобразовательной школе.

Школа как третий источник образования – явление недавнее. Школьное образование анонимное и универсальное. Просвещая, лучше всего использовать как можно более однотипное «сырьё». В школе эффективность использования времени как учениками, так и учителями, максимально гарантирована как при донесении первичной информации, так и при её закреплении и дальнейшей учёбе.

При наличии трёх источников образования следует признать, что если весь процесс обучения переложить на плечи школьных учителей, то их подопечные лишатся естественных ресурсов, гарантирующих успешную учёбу. Подобный подход приводит к созданию оторванных от жизни башен из слоновой кости, которые важны для целостного социального развития общества, однако зачастую разрушительны для конкретного индивида.

Если вышеназванные три источника образования находятся в равновесии между собой, то человек становится просвещённым без особых усилий, а также становится возможным более успешное развитие общества. На будущем ребёнка плохо скажется излишнее доминирование как школьного, так и, конечно же, компанейского и даже домашнего образования.

Стадные крики

Современная западная система образования делает акцент лишь на одной её составляющей – учёбе в школе. Оно призвано заменить как домашнее, так и компанейское образование. Ребёнка лишают обучения на дому, отправляя/принимая его как можно раньше в детский сад. Вместо обучения в компании для него организуют всевозможные кружки.

Вместо отброшенного в сторону компанейского образования симулируется работа в группах. При этом забывается, что важным компонентом обучения в компании является проявление инициативы самим ребёнком, а не выполнение заданий, данных сверху. Я не отрицаю групповую работу как способ обучения, а утверждаю, что оно не может заменить компанейское образование.

Эффективнее всего его заменяет, скорее всего, образование по интересам. Тем не менее, у него есть один существенный недостаток – в работе кружков принимают участие похожие друг на друга люди. Приведу пример. В детстве я играл в песочнице в малочисленной компании друзей, которые в дальнейшем стали малыми предпринимателями, учителями, директорами-гуманитариями, архитекторами, бизнесменами и даже известными в городе бандитами. Когда я был ребёнком, то часто общался на улице со всеми ними, где и происходил взаимный обмен нашими личными мирами, а также их сравнение между собой. В контролируемой школьной среде я, скорее всего, не пересёкся бы даже с половиной из них.

В современном кибернетическом мире компанейское образование «переехало» в интернет. В сети происходит интенсивный обмен информацией, но всё-таки лишь на уровне школьного образования. Это проблема, поскольку передаваемая словами информация – это всего лишь половина того, что можно получить в ходе непосредственного общения. От этого особенно страдает как социальное, так и эмоциональное развитие – люди в основном просто перекрикивают друг друга.

В эту систему мощно как беркут влетает выучившийся на учителя молодой человек. Например, преподаватель математики. Кроме обучения своей дисциплине, он также должен научить школьников, как понимать других, как с ними сотрудничать и как оставаться человеком. Что имеем в результате? Родители школьников злятся, что учитель непочтительно относится к детям, которые были отданы в школу в раннем возрасте, которые недополучили домашнего и компанейского образования и которые в гордом одиночестве занимались чем-то своим, сидя на горе из шмоток. Вероятность того, что этот учитель задержится в школе, очень мала. Беркуты из мира знаний могут, прежде всего, научить тому, как высоко надо в нём парить и как иметь острое зрение. Среди беркутов редко кто умеет хорошо плавать.

Нынешний вектор развития школьного образования превращает человека лишь в ещё более эффективного работника интеллектуальной сферы, оставляя без должного внимания такие его качества, как духовное развитие и чувство принадлежности к чему-то или кому-то. Следствием этого является всё возрастающее чувство одиночества и сопутствующие ему психические расстройства, а также увеличивающаяся неспособность справляться с проблемами и асоциальность поведения.

Посему нынешние проблемы школьной системы необходимо решать за её пределами. Проблему нехватки учителей невозможно решить с помощью увеличения набора студентов в вузы, повышения зарплаты педагогов как минимум в два раза или введения принудительного срока работы в школе. Для решения проблемы дефицита учителей следует исходить из многообразия сути учебного процесса, а не только школьной педагогики.

Если беркута бросить в воду, то он ведь и метра не пролетит.