О насильственном поведении мужчин с точки зрения науки

7. sept. 2018 - О насильственном поведении мужчин с точки зрения науки kommenteerimine on välja lülitatud

Педагоги замечают, что банальные драки между школьниками вышли на новый уровень – садистский. Психолог-консультант Тойво Нийберг объясняет в «Учительской газете» с научной точки зрения, почему ангелоподобные мальчишки могут превратиться в демоничных Чикатил, Аль Капоне и Гитлеров или же в банальную шпану с кастетами в руках, тушащую окурки о собственные руки или чужие лбы.

Всякое преступление – это своего рода болезнь
Махатма Ганди

Воспитание – это целенаправленное воздействие на ребёнка, которое происходит в соответствии с ценностными установками и жизненной философии самих взрослых. Недостаточная поддержка со стороны родителей, а также холодно-отстранённый стиль воспитания являются главными причинами возникновения проблем с поведением у детей.

«Реальный пацан» и мать

Речь больше не идёт о банальных юношеских разборках. Насилие переросло в садизм. По телевизору показали молодых хулиганов, которые вкололи себе в пальцы силикон, чтобы не было слишком больно дубасить других. Курящие подростки тушили окурки о своё тело – у кого больше шрамов, тот и мачо.

Для маленького ребёнка очень важен телесный контакт с матерью. Её объятия и ласки незаменимы. Физического контакта ищут все высшие млекопитающие. Дети очень болезненно переживают как его отсутствие, так и повышенное внимание родителей к другим детям. Малыши – это чудовищные эгоисты и невероятные ревнивцы.

Склонные к насилию люди подчас гиперчувствительны, а также склонны слишком драматизировать всё, что касается лично их.

Люди как в былые времена

Как правило, проблемы с психикой появляются лет в 16. Низкий социальный статус родителей, урбанизация, повальное насилие, а также физические наказания становятся благодатной почвой для возникновения молодёжной преступности, а в дальнейшем и насильственного поведения во взрослом возрасте. Принято считать, что физическое насилие как форма проявления агрессии является одной из составляющих мужественности, в то время как женственностью традиционно считается способность простить насилие над собой.

В 1994 году клиническому генетику Хану Бруннеру из Университета Неймегена в Голландии удалось установить причину, по которой мужчины родом из одной и той же семьи были склонны к насилию – агрессивность передаётся по наследству. В Х-хромосоме всех этих мужчин был обнаружен дефектный ген. Этот ген отвечает за фермент моноаминоксидаза (MAОА), который разрушает нейротрансмиттеры, связанные с возбуждением и насторожённостью. Бруннер предположил, что отсутствие этого гена может привести к накоплению нейромедиаторов, формируя биохимическую вспыльчивость.

Часть учёных полагает, что пережитое в детстве насилие не забывается никогда, передаваясь из поколение в поколение. Сейчас же больше всего сторонников у теории, согласно которой поведение зависит от структуры хромосом. Например, многочисленные исследования подтвердили тот факт, что в различных тюрьмах и психиатрических больницах сравнительно много обладателей XYY-хромосом.

Как известно, здоровые представители мужского пола обладают XY-хромосомами. Патология XYY встречается у одного мужчины из 700, причём именно эта комбинация является причиной повышенной агрессивности.

Если в молодом возрасте дефекты в мужских половых гормонах склоняют юношей к проявлению насилия, то когда они оказываются в тюрьме, в них странным образом усиливаются женские черты характера. И наоборот, переизбыток женских гормонов является причиной повышенной жестокости.

Современные высокие технологии позволяют наблюдать за биохимическими процессами в мозгу, т.е. сделать эмоции прозрачными. «Хороший» мозг реагирует на эмоциональные понятия активно, а мозг психопата – пассивно. Помимо биологических факторов существуют ещё множество других обстоятельств, совместное влияние которых увенчивается актом агрессии.

Генный и гормональный коктейли

Согласно теории Эмиля Дюркгейма ликвидировать преступность невозможно – она существовала всегда, а аномальными являются лишь неожиданные проявления различных видов преступности. Если бы прекратились ограбления, то усилились бы наказания за непристойное поведение. Вследствие этого последнее стало бы считаться уголовно наказуемым преступлением, а понятие правонарушения переместилось бы в плоскость морали. Сен-Жюст тоже утверждал, что человек стал сердцем отдаляться от природы и приближаться к насилию, а от насилия перемещаться в сторону морали.

Как известно, на психику оказывают влияние гормоны, однако психические отклонения во многом генетически обусловлены. Например, в мозгу убийц были обнаружены диффузные повреждения, являющиеся следствием тяжёлой формы тифа. Также было обнаружено, что их мозговая оболочка местами приросла к капсуле мозга. Доктор Рональд Ланжевен изучил тринадцать серийных убийц, садистов и случайных убийц с помощью компьютерной томографии. У 30 процентов испытуемых было обнаружено отклонение от нормы в правой височной доле, причём этого дефекта не было ни у одного случайного убийцы.

Акт насилия – это ни что иное как попытка разрешить свои внутренние конфликты под влиянием навязчивых мыслей. Поскольку агрессия или даже убийство не даёт желаемого эффекта при попытке унять своё сильное внутреннее беспокойство, то агрессор продолжает и дальше совершать акты насилия, а убийца идёт на всё новые и новые кровавые преступления.

Мужчина средних лет становится убийцей не за одну ночь. Обстоятельства и зависимости скрыты в подсознании. Ещё нужен детонатор, который взорвал бы психику. Наибольшее влияние на человека оказывает детство, причём сам человек может и не понимать, почему у него возникают те или иные низменные влечения и страсти.

За яркими примерами далеко ходить не надо. Андрей Чикатило протыкал глаза своим жертвам, поскольку не выносил их взгляда. Проблемы с общением появились у него уже в раннем возрасте. Ещё одной из причин такого извращения была его близорукость. Таким образом он мстил тем, кто издевался над ним из-за дефекта зрения.

Психотерапевт из Палермо Джироламо Ло Версо, который на протяжении десяти лет исследовал истории болезней гангстеров и их родственников, утверждает в своей книге «Психология мафии», что психика преступников схожа с психикой фундаменталистов, считающих непогрешимой какую-либо религию или идеологическое учение. Неврозы, панические атаки, сексуальная дисфункция, наркомания, анорексия и булимия являются наиболее частыми психическими расстройствами, от которых страдают главари мафиозных кланов и члены их семей.

Мафиозное мышление глубоко укоренилось в сознании главарей различных кланов, управляя их эмоциями. По словам итальянского психиатра, мафиози не несут ответственности за свои деяния, поскольку они не принимают решения самостоятельно, являясь частью чего-то большего – мафии. Гангстерам не знакомо чувство страха или вины, как оно и не знакомо членам какой-нибудь военной организации или движения фундаменталистов. Они спокойно спят даже после убийства человека. К психологам обращаются скорее их жёны и дети.

Наличие «гена преступника» облегчает наказание

В последнее время настоящей проблемой стал обнаруженный недавно «ген преступника», который встречается у каждого тысячного человека, а также «ген насилия», имеющийся у каждого третьего мужчины. Если у злоумышленника имеется ген преступника, то ему должно быть назначено более лёгкое наказание, поскольку совершить преступление его заставила природа. Таков был вердикт Наффилдского совета по биоэтике. В то же время входящие в него учёные, философы, специалисты по этике и юристы полагают, что генетическая предрасположенность к антисоциальному поведению не должна освобождать от наказания. По их мнению, носителей такого гена нужно по возможности карать в зависимости от степени их вины.

Например, за нападение на другого человека виновного можно приговорить не к тюремному заключению, а дать ему условный срок. Для обуздания же гнева можно назначать соответствующую терапию. Однажды между учёными-психологами Оливером Джеймсом и Стивеном Пинкером состоялись интересные дебаты. Первый придерживался точки зрения, что среда обитания оказывает на человека большее влияние, чем гены. Психолингвист Пинкер же был уверен в обратном. Он и его последователи отстаивали свою правоту на примере усыновлённых близнецов, которые, вырастая, всё больше походили на своих настоящих, нежели приёмных родителей.

К такому же выводу пришли учёные Тэрри Моффитт и Авшалом Каспи из Королевского колледжа Лондона. Результаты их недавнего исследования продемонстрировали, что ген, который имеется приблизительно у трети мужчин, является причиной их насильственного поведения, но только лишь в том случае, если в детстве они были обделены любовью или столкнулись с проявлениями жестокости. Этот ген – по утверждению доктора Моффитта, определённо никакой не ген насилия, – контролирует нейронные связи в мозгу и может быть более или менее активным. При его недостаточной активности вероятность проявления агрессии в среднем возрастает более чем в два раза, однако лишь при отсутствии любви или проявлении беспощадности со стороны взрослых. На людей, имевших обычное детство, этот ген влияния не оказывал.

Перевёл Жан Прокошин