Учебные программы увеличивают пропасть между школами и училищами

1. veebr. 2019 - Учебные программы увеличивают пропасть между школами и училищами kommenteerimine on välja lülitatud

В официальных государственных документах написано, что в начавшемся году сотрудничество между учебными заведениями различного типа должно стать более тесным и его целью должно стать создание дополнительных возможностей для формирования наиболее оптимального пути получения образования для каждого учащегося. Насколько велика пропасть между идеальным текстом на бумаге и реальностью?

Журналист «Учительской газеты» Сирье Пярисмаа обсудила этот вопрос с руководителями четырёх учебных заведений: директором Тартуской гимназии Яана Поска Хелмером Йыги, директором Тартуского центра профессионального образования Тынисом Лукасом, директором Тартуской художественной школы Кади Крейс и директором Вырумааского центра профессионального образования Танелем Линнусом.

В конце прошлого года бывший канцлер Министерства образования и науки Теа Варрак представила план по учреждению в Эстонии консорциумов, т.е. центров образования. Смысл идеи заключается в создании среды, в которой под одной крышей находились бы школы различного типа, а центральное место в них занимали бы ученики. В Эстонии могло бы быть четыре экспериментальных центра, а также специалисты, которые начали бы обсуждать перспективы слияния школ по месту жительства и возможность унифицировать учебные программы.

Под чьим руководством и каким образом должны сотрудничать учебные учреждения?

Тынис Лукас: В Тарту сформировалась отличная сеть школ. В нашем городе есть основные школы, гимназии в чистом виде (за редким исключением) и центр профобразования. Есть также партнёры, которые могли бы сотрудничать друг с другом. В Тарту не надо ничего изобретать: партнёрам следует найти друг с другом общий язык и вступить в договорные отношения.

Хелмер Йыги: Я бы напомнил предысторию вопроса. В Тарту владелец профессиональных училищ поменялся в начале 2000-х годов. Тогда в воздухе тоже витала аналогичная идея – если в черте города у всех школ один владелец, то легче сотрудничать и распределять учебные места. Намерения не были полностью реализованы, однако сотрудничество наладилось. Мы создали единую учебную программу с Тартуской музыкальной школой им. Хейно Эллера, сотрудничаем с Художественной школой и Лётной академией, а также заказываем курсы у Центра профессионального образования. Нам ведь не имеет смысла самим строить базы. Когда школы были реорганизованы и Тартуская гимназия Яна Поска пообещала гарантировать преемственность художественного образования на уровне гимназии, то нам навязали необходимость открыть классы по искусству, купить мольберты и взять на работу семерых человек. Я тогда ответил, что у нас ведь уже имеются художественные школы вместе с компетентными людьми и потому нужно сотрудничать и закупать курсы в виде образовательной услуги.

Наша цель – предлагать в гимназической ступени максимальную вариативность, чтобы молодые люди смогли осуществить осознанный выбор. Учащимся очень по душе курсы, проводимые за пределами нашей школы. Им нравится бывать в других учебных заведениях и иметь возможность связывать теорию с практикой. Они предлагают со своей стороны новые курсы по выбору.

Кади Крейс: Прежде всего, необходимо присмотреться к уже имеющимся сетям и оказать им поддержку. Силовое давление ни к чему не приведёт. Нужно понять, кому что выгодно. Конечной целью должен стать ученик, т.е. то, каким образом ему удастся проложить свой путь к получению образования.

Танель Линнус: В Тарту был межшкольный учебно-производственный комбинат, в котором учащиеся со всех средних школ одновременно изучали разные дисциплины. Полагаю, что будущее Тарту заключается как раз в том, что сразу несколько школ сумеет договориться с Центром профессиональной подготовки ради лучшего учёта пожеланий учеников.

Как справиться с различиями в учебных программах?

Танель Линнус: Если мы заинтересованы в реальном сотрудничестве, то сначала придётся решить вопрос с учебными программами, чтобы у нас не было двойного образования, как сейчас, когда в гимназиях акцент на общем образовании гораздо сильнее, чем в училищах, и потому именно профессиональное образование считается менее качественным. Мы уже давно говорим о том, что как в гимназиях, так и в училищах могло бы быть 50 обязательных курсов. Чтобы получить среднее образование, нужно пройти 75 курсов, причем как гимназистам, так и профтеховцам. А вот потом уже все школы могли бы сконцентрироваться на своей уникальности и расширении выбора курсов. Например, в гимназиях математику можно было бы изучать традиционным способом, а в училищах сконцентрироваться на изучении мехатроники.

Хелмер Йыги: Если у нас останутся автономные школы с перенасыщенными программами и зарегламентированной организацией учебного процесса, то пропасть между общим и профессиональным образованием останется надолго. Следует начать с единых учебных программ, в которых было бы существенно сокращено количество обязательных предметов.

Тынис Лукас: Сейчас единая учебная программа возможна в том виде, что ребёнок будет учиться одновременно в двух заведениях, после окончания которых получит сразу два свидетельства. Этот путь для него сложнее, чем получение единого свидетельства о прохождении учебных программ сразу в двух школах. Закон второго варианта не предусматривает. Сейчас у нас с Аннелиннаской гимназией имеется учебная программа для помощников поваров. Порядка двадцати её учеников учатся на помощника повара.

Сама жизнь заставляет сотрудничать. Назовём ли мы это в итоге консорциумом, центром образования или просто кооперацией, совершенно неважно. В будущем ученик будет не в заведении учиться, а проходить учебную программу. Это будет не только его правом, но и индивидуальной ответственностью, степень которой можно было бы время от времени корректировать.