Учительская газета, 10 ноября 2017

10. nov. 2017 - Учительская газета, 10 ноября 2017 kommenteerimine on välja lülitatud

УЧЕНЫЙ И АРХИТЕКТОР: КАК С ГУСЯ ВОДА ИНТЕГРАЦИЯ

Оккупация хоть и закончилась 26 лет назад, но на рынке Балтийского вокзала до сих пор не разумеют по-эстонски, пишут на страницах «Учительской газеты» научный сотрудник ТТУ Ове Пярн и архитектор Ану Раун. Вопросов на государственном продавщица не понимает и переспрашивает по-русски. Кто ответственен за успешную интеграцию? Это люди неспособны учиться или сама задача непосильна? Интеграция для самих русскоязычных жителей Эстонии – как с гуся вода, что ли? Так как же претворять в жизнь благие намерения да великие идеи, и почему обучение не всегда столь успешно, как ожидалось?

Почему гуси не мокнут?

Природные процессы взаимного сотрудничества и принятия друг друга стоит рассмотреть с точки зрения такого явления как намокание. Может, хотя бы вода нас чему-то научит?

Намокание – это когда между двумя субстанциями возникает связь. Одной из них является вода, частицы которой притягиваются друг к другу. Когда подобная жидкость попадает на гусиные перья, то определяющим фактором становится сопротивляемость растяжению их поверхности. Взаимное притяжение покрытых жиром перьев сильнее, чем притяжение частиц воды друг к другу. Это и есть причина, по которой у гусей не намокают перья.

Когда же обдает водой шкурку мышиного короля, она становится мокрой. Сила растяжения между волосками сильнее, чем сила растяжения между частицами воды. Между шерстью и водой возникает взаимодействие, а между водой и гидрофобными гусиными перьями – нет.

Вода стекает с гуся так же, как с некоторых изучающих язык «стекают» эстоноязычные слова. У одних учеников не возникает связи с языком, как ее не возникает у воды с гусиными перьями. Другие же впитывают языковые конструкции столь же быстро, как кошачья шерсть впитывает в себя воду. По аналогии с намоканием напрашивается вывод, что эффективность учебы и интеграции зависит от того, насколько человек внутренне открыт или обороняется, а также от того, насколько учеба притягательна внешне.

Сила взаимодействия частиц различных жидкостей, удерживающая их вместе, называется когезивностью (лат. сohaereo – «сцепляться», «срастаться», «быть согласным»). Быть согласным словно еще не познавший боли маленький ребенок. Такого доверяющего малыша легко увлечь – он возбужден от любопытства, легко все воспринимает и научается разговаривать уже за пару-тройку лет. Ребенок, как и мы все, желает стать частью целого. Если папа и мама разговаривают, то и он хочет владеть языком, то есть быть похожим на них. Родители заботливы и внимательны, они радуются и сопереживают каждому произнесенному их наследником слову. Ребенок чувствует, что влияет на других и что быть вместе круто. Это ведь великая сила – принадлежать кому-то или к чему-то. При помощи этой силы «притяжения» он и выучивает язык быстро.

Когда ребенок произносит первые слова, взрослые ликуют от радости и всячески его подбадривают. Если он делает ошибку, то его поправляют в сопровождении доброжелательного смеха. Ребенок чувствует, что с ним считаются. Он развивается с каждым днем все стремительнее, самоутверждаясь и считая себя умелым. Увеличивающаяся самооценка вызывает желание выкладываться все больше, и таким образом ребенок все сильнее втягивается в игру.

Когда ребенок устает, то ему можно и помолчать. Обычно ему это разрешают. Так ребенок осознает свою независимость во всей этой системе.

Когда маленький и быстро развивающийся ребенок становится взрослым, кто тогда весело смеется над его неправильно сказанными словами, кто тогда радуется выученным им новыми предложениями? Позволяют ли ему полениться от усталости и побыть наедине с самим собой, или же над ним нависает темная туча – ты должен! В отношении взрослых учеников окружение настроено уже не столь благожелательно. Смех расценивается как насмешка или ирония, а не дружелюбное оказание поддержки. Подчас это даже лобовая критика, тыканье пальцем или указание на ошибки вместо расточения комплиментов. Так человек познает, что такое провал, и в случае неудачи находит оправдания для измены своим первоначальным планам. Мы убеждаем себя в том, будто нам все это и не нужно. В небезопасной среде в ходу попытки вместо дел. Если не чувствуешь себя одним из игроков, то возникает чувство, что ты нежеланен. Так развитие и останавливается. Когда мы говорим правильно, уважая или принимая местную культуру за свою, то другие этого не замечают и комплиментов за это не раздают. Зато улавливают все допущенные ошибки.

По словам композитора Арво Пярта, душа человека – самый чувствительный музыкальный инструмент. Постоянные неудачи, разочарования или обиды лишают нас крыльев. Сталкиваясь с ними и чувствуя себя отверженными, мы и придумываем в свое оправдание новые установки и принципы, работающие против нас же самих. Так этот чувствительный инструмент – человеческая душа – вместо звучания в полный голос ищет все новые звуки, но в этих музыкальных произведениях все отчетливее слышен треск разочарования.

В чем решение проблемы?

Зачем мы добавляем в стиральную машину порошок? Конечно же, для того, чтобы усилить взаимное притяжение частиц воды, что, в свою очередь, улучшит связь с другими материалами. Если добавить в воду средство для стирки, то гусь и станет мокрым.

Что могло бы в случае с человеком послужить тем стиральным или волшебным порошком, который ослабил бы его внутреннюю защиту или, наоборот, усилил притяжение извне? Если говорящие на иностранном языке люди находятся здесь, следовательно, Эстония является для них страной притягательной, манкой. Ну а если внутреннее сопротивление столь сильно, что не позволяет им тут прижиться?!

Что точно может сломить сопротивление, так это положительное отношение. К сожалению, мы до сих пор скорее склонны замечать и подсвечивать именно недостатки. Как стать таким же подспорьем, каковым родители являются для своих детей? Как начать чаще подбадривать, больше ценить успехи и меньше критиковать? Как сделать процесс обучения эмоционально более приятным, потому что даже от напряженных усилий можно ловить кайф, когда окружающая среда тебя поддерживает и направляет. Что служило бы мотивацией?

Разным людям подходят разные методы обучения. Вызовы можно было бы связать с имеющимися навыками, чтобы дать почувствовать успех и затем продемонстрировать свои умения. Гусь тогда и намокнет, то есть интеграция тогда и произойдет, когда ученик почувствует себя и свои успехи желанными. Ради «намокания перьев» важен каждый эстонец.

Кошачья шерсть в воде намокает

Глядеть на вещи под новым углом зрения (когда защита ослаблена или ее нет вовсе) мы начинаем во время путешествий, пробуя что-то впервые (танцы, блюда, занятия по интересам) и наслаждаясь искусством. По аналогии с открытостью, возникающей ко всему новому во время путешествий, здесь, в самой Эстонии, можно было бы сохранять новизну и свежесть восприятия, например, с помощью кумиров – любимых учителей или спортсменов русского происхождения, которые балдеют от соревнований с эстонцами или игры в национальной сборной. Они могли бы создать тренировочные группы, состоящие из ребят разного происхождения, местные артисты подчеркивали бы красоту эстонского языка, а зарубежные звезды раскручивали бы Эстонию как туристический объект.

Праздник песни и танца – тоже мощное событие, разные грани которого могут стать точками соприкосновения с культурой.

Эстонские народные танцы исполняет и целые детские группы народного танца обшивает Маргарита. У нее русские корни, но в детстве она играла во дворе с эстонскими ребятами, поскольку вокруг жили преимущественно эстонцы. В начальной школе у нее была замечательная учительница по языку – эстонка, которую она обожала. Позднее для нее стала важнее учительница музыки – эстонка, заметившая ее талант и предложившая ей возможность выступить в составе хора на певческом празднике.

Желание исполнять народные танцы появилось в детстве – Маргарита принимала участие в певческом празднике как зритель, но представляла себя танцующей на поле. Став взрослой, она перво-наперво отвела в кружок народного танца своих детей, а потом занялась танцами сама. Когда Маргарита была еще ребенком, у нее были куклы в национальных костюмах. Теперь же она одевает живых кукол, потому что народные танцы – ее страсть.

В прошедшем Празднике песни и танца приняло участие несколько детских коллективов как из Таллинна, так и из Нарвы. Разве хотя бы для части из них тот праздник не стал тем самым волшебным порошком?

Природа неисповедима в многообразии своих возможностей. Кошачья шерсть в воде намокает, гуси же от нее защищены. Успешность интеграции – она ведь во власти каждого из нас, правда?

*****

ЧЕМУ МОЖНО ПОУЧИТЬСЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ У ИРЛАНДЦЕВ?

В государствах со старой развитой демократией умение сотрудничать у людей в крови, а директора школ там – пилоты, команда которых знает, куда летит, пишет на страницах «Учительской газеты» главный специалист центра дополнительного образования целевого фонда Innove Улла Камп.

С 22 по 27 октября 15 руководителей эстонских школ, прошедших менторскую подготовку, посетили Ирландию с целью ознакомления с тамошней системой образования.

Начальных школ (Primary School) для детей в возрасте от 4 до 12 лет в республике 3350, средних же школ (Post-Primary School) для подростков 13-18 лет в стране с населением в 4,2 млн человек насчитывается 730. Часть школ только для девочек или мальчиков, причем школьная форма обязательна. Контингент учащихся интернационален, в одной школе могут соседствовать представители и носители более 20 культур и языков.

Эстонская делегация посетила региональный центр повышения квалификации Dublin West Education Centre, который координирует деятельность порядка 8000 местных педагогов и руководителей школ, организует курсы для начинающих учителей, работу предметных групп, а также все необходимые тренинги. Основанием для курсов служит государственная стратегия в сфере образования, информация о потребности в дополнительном обучении поступает также от исполнительного комитета, в состав которого входят и сами учителя. Кроме того, региональные центры повышения квалификации координируют учебные проекты по развитию, а также сотрудничество учителей при создании учебных материалов и развитии электронного обучения.

Менторство над директорами и завучами осуществляет Центр для руководителей школ (Centre for School Leadership). К начинающему руководителю приставляют ментора (наставника), встречи с которым проходят раз в месяц. Опытными директорами движет желание оказать новичкам ту же поддержку, которую когда-то оказали и им. Государство поддерживает финансово обучение наставников, но само менторство добровольно и никем не оплачивается.

В начальной школе Scoil Mhuire, которую посетила делегация из Эстонии, начинающего учителя поддерживают три ментора. Согласно тамошней практике новичок подготавливает урок, а опытный педагог его проводит. Таким образом неопытный учитель получает обратную связь и понимает, что необходимо усовершенствовать. Наставники отслеживают также динамику перехода от одного предмета к другому, умение связывать уроки между собой и навыки управления классом: коммуникацию, социализацию и дисциплину. В школе есть также комната для успокоения буйных учеников, в которой мягкий свет, пузыристая вода в трубах, различные текстуры и зеркало. Последнее нужно для того, чтобы ученик увидел себя как в раздраженном, так и спокойном состоянии.

Принципами подготовки учителей в Ирландии являются: инновационность, интеграция и повышение квалификации. Школы очень заинтересованы в практикантах, поскольку те являются поставщиками свежей информации и приверженцами новшеств. Университеты же работают во имя того, чтобы педагогами становились в том числе и неирландцы, поскольку инородцев в школах предостаточно.

Эстонскую делегацию удивило две вещи. Во-первых, их ирландские коллеги отзывались о своей работе исключительно позитивно. Во-вторых, желающих стать директором в стране относительно мало, поскольку изменений в сфере образования много и политическое давление на школы сильное.

Последней школой, в которой побывали директора из Эстонии, стала Malahide Community School, в которой учится 1230 мальчиков и девочек. Нагрузка учителей в ней – 22 контактных уроков в неделю (урок длится 60 минут), у учеников же 28 уроков в неделю. На собрания и командную работу как для учителей, так и для руководителей школы выделен 41 час в году.

И в этой школе для начинающих учителей была разработана менторская программа. Ученикам же до поступления в гимназию позволяют взять на год академический отпуск для углубленного изучения какого-либо предмета. Голые стены школы не учат никого, и потому все здание было увешано рисунками учащихся, а также поучительными надписями и шутливыми высказываниями.

Вернувшись на родину и проанализировав увиденное, Улла Камп убедилась, что в отличие от эстоноземельцев ирландцы – теплые и разговорчивые хохмачи. А еще они знают, в каком направлении двигаются, не дергаются, как мы, по поводу евроденег и бесконечных реформ, плюс стараются сделать систему образования очень устойчивой.

*****

ИЗ УЧИЛИЩА В ВУЗ – КАК ЧЕРЕЗ МОСТ ИЛИ СТЕНУ?

В Эстонии есть новые красивые училища с хорошим уровнем обучения, в которых работают применяющие методы активного обучения отзывчивые преподаватели. С 2014 года в стране стали действовать новые учебные программы, согласно которым количество часов математики уменьшилось, зато усилились межпредметные связи между профессионально-техническими специальностями и общими дисциплинами. Как это отразилось на математических знаниях выпускников училищ? Об этом на страницах «Учительской газеты» пишет Меэлика Михкельсаар.

С 2014 года у студентов училищ всего 130 уроков математики в течение трех курсов. Контактных уроков все-таки 100, потому что 30 часов выделяют на самостоятельную работу. Поскольку уроки сдвоенные, ученики с учителями встречаются всего 50 раз.

Несмотря на это, имеются студенты, которые идут на упрощенный или расширенный государственный экзамен по математике ради дальнейшего поступления в вуз. «Не понимаю, зачем они это делают, – удивляется преподаватель математики с большим стажем Вийве Падама. – Они же не подготовлены!»

Преподаватели училищ делят сдающих экзамен по математике на три вида: первые идут на экзамен потому, потому что это бесплатно и почему бы не попробовать; вторые ошибочно полагают, что для получения среднеспециального образования экзамен по математике обязателен; третьи же и вправду надеются продолжить учебу в университете.

В этом году упрощенный экзамен по математике сдавали 200 выпускников училищ и расширенный – 78. На основании такого количества можно уже делать обобщения, поскольку одной из важнейших функций экзамена является принятие решений в области образовательной политики.

Результаты экзамена наглядно свидетельствуют  о том, что уровень знаний оставляет желать лучшего. По сравнению с прошлогодним средним результатом в 21,5 баллов за расширенную версию экзамена аналогичный показатель нынешнего года рухнул до 14,8 баллов. Причем, на официальном языке результат ниже 20 баллов приравнивается к примитивному уровню узнавания/распознавания.

По словам главы коммуникационного подразделения целевого фонда Innove Аннели Ааб, результаты госэкзаменов за 2017 год пока еще не отражают полностью реформу учебной программы для профессиональных училищ. «В этом году среди сдававших экзамен были молодые люди, учившиеся как по старой, так и по новой учебной программе, – оправдалась она. – Очевидно, первоначальный анализ можно будет сделать на основании результатов следующего года».

Упадет ли средний показатель еще ниже? Кто знает! Старая учебная программа предусматривала 180 контактных часов, то есть 90 встреч студентов с преподавателем. Для получения приличного результата на экзамене по эстонскому достаточно таланта. Натаскать по английскому языку поможет бойфренд в ходе зарубежной практики. А на языке формул где можно наблатыкаться «разговаривать»?

Дорога из профтехучилища в вуз всегда вела через один мост. С точки зрения успеваемости успешны те молодые люди, чьи способности и интересы соответствуют выбору специальности после окончания основной школы. Некоторые вузы принимают выпускников училищ на прикладные специальности на специальных условиях. Это позволяет студентам оставаться конкурентоспособными даже при наличии скудных результатов по госэкзаменам, а иногда и вовсе быть принятыми в вуз без оных. При выборе инженерной специальности недостаточное количество уроков по математике и, как следствие, более скудный багаж знаний могут и вправду стать головной болью для студента училища, но, как выясняется, при наличии целеустремленности и работоспособности выпускник училища достигает того же уровня, что и гимназист.

«Уровень профессиональных училищ удручает, математики мучаются со студентами», – признается руководитель центра точных наук Таллиннской технической высшей школы (ТТВШ) Карли Клаас, по оценке которого количество уроков математики в училищах просто никакое.

«Количество контактных уроков урезано, однако темы нужно пройти. У учеников училищ все-таки очень мало уроков математики, – поясняет лектор ТТВШ Рийна Тиммерманн. – У гимназистов есть упрощенный или расширенный курс по математике, студентам же училищ достается хорошо если треть от этого объема. То есть ничего. Студенты сами тоже говорят, что в училище ничему особо не научились. Так что придется нам начать преподавать им математику на уровне основной школы и гимназии. У нас и так мало контактных уроков, поскольку вместо обучения новому предусмотрено повторение пройденного».

Рийна Тиммерманн добавляет: «В случае со студентами профессиональных училищ приходится начинать с самого начала, поскольку они не знают по темам ничего. Нам ничего другого и не остается, поскольку базы у них ведь нет».

«Для нас стало бы большим облегчением, если из училищ выпускалась молодежь со знаниями хотя бы на уровне основной школы, но, к сожалению, жизнь показывает, что даже эта база иногда отсутствует, – сокрушается Тиммерманн. – Математика является основой логического мышления. Нужно думать на несколько шагов вперед, а не так что, ой, этот провод не воткнули или ту трубу забыли проложить, давайте снесем теперь стену! Образ мышления всегда зависит от математики. Если бы ситуацию можно было хоть как-то исправить, увеличить количество уроков или преподавать математику еще и как предмет по выбору, то от этого было бы много пользы».