Учительская газета, 17 февраля 2017

17. veebr. 2017 - Учительская газета, 17 февраля 2017 kommenteerimine on välja lülitatud

Шалаш для бездомного

Уровень всенародного беспокойства о месте жительства президента Эстонской Республики достиг небывалых масштабов. Такое чувство, пишет на страницах «Учительской газеты» публицист Каарел Таранд, будто политическая верхушка решила на следующих президентских выборах назначить на должность «дежурного по стране» всю жизнь ночевавшего под открытым небом бомжа…

…ну или, в крайнем случае, кого-то, кто как Эйки Нестор проживает – ужас-ужас! – в квартире, добавляет колумнист, напоминая при этом, что в бетонных коробках проживает большая часть жителей страны и совсем неплохо себя в них чувствует. В случае же с президентом об этом забывают, поскольку другим ведь лучше знать, что главе государства подходит, а что нет.

Недалеко от столичного Музея под открытым небом Рокка-аль-Маре находится заброшенный усадебный комплекс, утончённо именуемый мызой «Либерти». Канцелярия нынешнего главы государства решила отказаться от планов предыдущего президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса отреставрировать за четыре миллиона евро поместье, чтобы устроить там резиденцию. Тот факт, что предыдущему президенту были не по нраву казённые жилые помещения в Кадриорге и он так и не сумел разумно решить вопрос о месте своего проживания, по мнению Таранда, не даёт какой-либо ветви государственной власти права предписывать нынешнему главе государства, где тому жить.

Большое недоумение у автора статьи вызывает смехотворный аргумент о необходимости организации в резиденции особых приёмов для высокопоставленных зарубежных гостей. «Это какие такие оргии на дому могли бы происходить там, откуда президент или его гости не были бы в состоянии уйти на своих двоих? – спрашивает Таранд. – Что не так с президентскими люксами в наших многозвёздочных отелях, ночевать в которых вдруг стало не комильфо?». Публицист ссылается также на министра обороны Маргуса Цахкна, по мнению которого бедные гости президента вынуждены «в прямом смысле слова слоняться между различными гостиницами» вместо того, чтобы проводить с ним переговоры в постоянной резиденции.

Наибольшее же недоумение у Таранда вызывает тот факт, что председательство Эстонии в Евросоюзе ознаменуется безмятежным проведением мероприятий именно в арендуемых зданиях, которые являются великолепными образчиками современной архитектуры страны. «Недавно один посол, на родине которого пятивековые строения принято называть зданиями детского возраста, назвал главным магнитом Таллинна то, что здесь так много эстетически прелестных новомодных интерьеров, которые соответствуют самым высоким стандартам и в которых можно проводить любые международные мероприятия наивысшего уровня», – подкрепляет Таранд мнением дипломата ненужность каких-либо постоянных президентских резиденций.

«На дворе ведь не 1992-й год, когда всё было замызганно и обшарпано?! Почему мы не ценим свои достижения, а заставляем президента переехать в какой-то труднодоступный деревянный домик в загородном лесу? Если на то пошло, быть может, в ходе госреформы стоит отправить президента вовсе в Пылтсамаа, где на протяжении столетий содержались король и королевский двор?», – риторически вопрошает автор статьи.

По мнению колумниста, для граждан Эстонии президент страны полезен и достоин наибольшего доверия только тогда, когда он в состоянии сосредоточиться на спокойном выполнении своих должностных обязанностей, а не вынужден принимать участие в ролевых играх из «понтовых» соображений или решать надуманные проблемы с выбором места собственного проживания.

«Социальное обеспечение создано не для руководителей государства, а для бездомных», – заключает Каарел Таранд.

Ида-Вирумаа ждёт вас, молодые учителя!

На минувших выходных инициативная группа действующего в Эстонии проекта «Noored Kooli» («Молодёжь в школу») представила в Кехра идею о высадке педагогического десанта на северо-востоке страны, поскольку именно там люди испытывают трудности с обучением и тамошние русскоязычные школы отстают от эстонских школ минимум на год, а также потому, что один из самых отдалённых уездов не интегрирован в остальную Эстонию.

Редактор «Учительской газеты» Райво Юурак пишет, что в течение двух дней велось обсуждение пяти самых актуальных проблем граничащего с Россией региона: сравнительно низкий уровень образования в Ида-Вирумаа, поверхностное сотрудничество школ с предприятиями, недостаточная поддержка развития учителей, несамостоятельность большинства учащихся, а также мифы эстонского образования, превалирование которых препятствует более качественному обучению.

Участники дискуссии пришли к выводу, что выпускникам Тартуского и Таллиннского университетов, родом из северо-востока Эстонии, стоило бы вместо эмиграции на Запад поднимать именно свой регион. Учителям же из других уголков Эстонии избавиться от страха перед Ида-Вирумаа помог бы информационный пакет, включающий в себя презентацию самых красивых мест тамошнего региона, условий проживания в нём, а также социальных сетей, к которым молодые учителя могли бы подключиться. Почувствовать себя увереннее не помешало бы и предоставление бесплатных квартир для начинающих педагогов.

По мнению активистов проекта, для повышения эффективности сотрудничества с предприятиями школы могли бы составить продуманные графики посещения различных коммерческих структур. К примеру, перед встречей с банковскими работниками педагоги могли бы заранее отправить им ожидания своих учеников от предстоящей встречи, чтобы обучение на месте было более предметным.

В ходе обсуждения был отмечен и тот факт, что во всевозможных программах и различных тренингах принимают участие одни и те же очень активные учителя, а педагоги поскромнее остаются в стороне. Для инертных преподавателей предложили проводить отдельные курсы повышения квалификации, на которых те учились бы, прежде всего, друг у друга.

В группе под названием «Возрождающаяся школа» обсуждался вопрос привлечения к преподаванию самих учащихся. К примеру, в Голландии старшеклассники помогают первоклашкам учиться чтению и арифметике, что создаёт приятную атмосферу заботы друг о друге. Также было предложено публиковать на портале www.tarkvanem.ee материалы на тему, каким образом к обсуждению важных для молодёжи вопросов можно было бы привлечь самих учащихся.

Сам автор статьи Райво Юурак принял участие в работе группы под названием «Разрушение мифов». Её участники отметили, что процесс обучения был бы гораздо результативнее без веры в то, будто талант – величина постоянная. Американский психолог Кэрол Дуэк экспериментально доказала, что наподобие мышцы мозг человека развивается за счёт постоянных упражнений и напряжения.

Также был развенчан миф о том, будто выделение текста цветным маркером или его переписывание приносит сколько-нибудь пользы. Научного подкрепления не нашло и убеждение, будто чуточку страха помогает ученикам сконцентрироваться – в стрессовой ситуации способность к обучению всё-таки уменьшается. Не очень известно и то, что совместное обучение, как правило, эффективнее погружения в материал в одиночку. Да и повторение – не мать учения, особенно перед экзаменами.

Подытоживая двухдневную работу инициативной группы проекта «Молодёжь в школу», Райво Юурак пишет, что в настоящее время основные проблемы в Эстонии – это непопулярность экспериментов в нашей культуре, а также отношение к неудачам как к окончательному приговору.

«В то же время в Финляндии отмечают День ошибок, когда люди с изящным юмором рассказывают другим о своих провалах, – пишет автор статьи. – Это отповедь приторным историям успеха, которые так обожаемы в Эстонии. Провалы столь же захватывающи и поучительны, сколь и истории успеха».

Что 13-18–летним нужно в театре?

Пока в Русском театре актёры привыкают к то и дело меняющимся худрукам, эстонские театральные и околотеатральные деятели ломают головы над тем, как при помощи учителей достучаться до самой требовательной целевой аудитории – подростков.

Тийна Ваппер пишет, что 9 февраля худруки, актёры, постановщики и маркетологи эстонских театров совместно с педагогами элитных столичных гимназий пытались найти в Кукольном театре ответы на актуальные для обеих сторон вопросы: насколько хорошо театры улавливают ожидания и понимают потребности тинейджеров; каким образом школа может привить ученикам любовь к театру; кто решает, что смотреть подросткам; нужно ли подготавливать молодёжную публику к восприятию спектаклей и обучать её нормам поведения в театре; с чем нужно считаться, ставя молодёжные постановки?

По мнению актёра и постановщика Мирко Раяса, можно пойти по пути наименьшего сопротивления и предложить подросткам непрерывные сильные встряски – быстрый темп и громкую музыку, держа их внимание таким довольно дешёвым способом, однако сиюминутные эмоции не помогают взыскательной молодёжи вынести из театра жизненно важные мысли. Раяс полагает, что один из самых надёжных способов приобщения учащихся к театру – это проверенная годами классика, сыгранная на сцене молодыми актёрами для молодой же публики.

Преподаватель английского языка Таллиннского английского колледжа Маре Каллас уверена, что если учеников-лидеров «обращать в театральную веру» начиная с четвёртого или пятого класса, то за ними потянутся и все остальные. За 29 лет работы в школе педагог убедилась в том, что начиная с восьмого или девятого класса выбор постановки можно и нужно доверять самим детям, приучая их таким образом к самостоятельности и отсутствию давления со стороны взрослых.

Учительница эстонского языка и литературы Гимназии Густава Адольфа Катре Пелисаар отмечает, что подчас её удивляют не ученики, а коллеги, заявляющие, что театр – это вчерашний день и потому ходить туда не стоит. Именно в семьях подобных взрослых отсутствует традиция ходить с детьми на постановки. Пелисаар справедливо подмечает, что современный театр вынужден конкурировать с различными увлечениями подростков: спортивными секциями, соревнованиями и кружками по интересам.

В свою очередь, Мирко Раяс подмечает, что мотивацию подростков ходить в театр чаще всего сводит к нулю некультурное поведение самих взрослых, которые по нескольку раз за спектакль читают новости или смотрят время на мобильном телефоне, приходят в зал с чипсами и бумажными стаканчиками в руках или вскакивают со своих мест за несколько минут до конца спектакля и бегут в гардероб. «После такого детей тяжело в чём-либо упрекать», – считает актёр.

Я памятник воздвиг себе…

Директор Костивереской школы Ольга Сайковская считает, что установить памятник первому президенту Эстонии Константину Пятсу рядом с дворцом Тоомпеа несложно – гораздо сложнее будет его позднее демонтировать.

По мнению автора статьи-мнения, нынешняя эклектичность Тоомпеа уникальна и представляет большой интерес для историков, архитекторов и туристов, но вот вопрос – стоит ли увлекаться повышением разнообразия столь символического для страны места?!

«На Дворцовой площади (Lossi plats) находится непропорционально большая православная церковь, – пишет Сайковская. – Сам по себе собор Александра Невского – сооружение красивое, однако, прошу прощения, мои православные друзья, оно не смотрится в центре Дворцовой площади и нарушает весь ансамбль. Представьте себе, что перед Зимним дворцом на Дворцовой площади в Петербурге основали бы сооружение, стиль и размеры которого никак не состыковывались бы с безупречным стилем дворца работы архитектора Растрелли и словно нарочно скрывали бы от публики красоту Эрмитажа».

По мнению автора, когда и если случится чудо и Константина Пятса объявят символом Эстонской Республики, достойным места в Губернаторском саду, сохранится ли уверенность в том, что нынешние или будущие правители не воспримут этот памятник как право на осуществления необдуманных шагов? Ольга Сайковская надеется, что перед установкой на Тоомпеа памятника противоречивому политику стоит основательно взвесить все «за» и «против», поскольку символы архитектуры дешевле устанавливать, чем потом демонтировать, будь то монумент, барельеф или дом.

«Хотелось бы надеяться, что памятник, который собираются установить в Губернаторском саду, не вызовет очередной полемики и не разделит общество, а заставит гордиться своим прошлым наших потомков даже в день 200-летнего юбилея Эстонской Республики», – заключает директор Костивереской школы.